© С. А. СМИРНОВ 2005 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Раздел 1 Общие положения, касающиеся таможенного дела


СОДЕРЖАНИЕ

1.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Регулирование внешнеторговой деятельности В Российской Федерации ведется на основании Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон).

Федеральным законом установлены следующие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

Президент Российской Федерации:

  1. Определяет основные направления торговой политики Российской Федерации.
  2. Определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней.
  3. Устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях.
  4. Осуществляет иные полномочия.

Правительство Российской Федерации:

  1. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение.
  2. Применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации.
  3. Устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом.
  4. Вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров.
  5. Устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.
  6. Определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий.
  7. По представлению федерального органа исполнительной власти, наделенного правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение.
  8. Определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров.
  9. Принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации.
  10. Принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
  11. Определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ.
  12. Устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну.
  13. Утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
  14. Осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

Историческая справка


После Октябрьской Социалистической Революции внешняя торговля в нашей стране была национализирована.
Законодательное оформление этой национализации было произведено декретом Совета Народных Коммисаров РСФСР, изданным 22/IV 1918 г. за подписями Ленина и Сталина.
Сущность государственной монополии внешней торговли в этом декркте формулируется следующим образом:"Вся внешняя торговля национализируется, торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продукции (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза запрещаются".

Согласно первой статье Таможенного Кодекса (Таможенный Кодекс Союза ССР, утвержденный постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 декабря 1928 г.):
«Управление таможенным делом на всей территории Союза ССР принадлежит Министерству Внешней Торговли Союза ССР, осуществляющему эту задачу через входящее в его состав Главное Таможенное Управление». В капиталистических странах таможенные органы обычно входят в состав Министерства финансов.
Эта особенность советского управления таможенным делом закономерно вытекает из особенностей организации внешней торговли Советского государства.
Таможенные органы Советского государства, в первую очередь, призваны охранять незыблемость государственной монополии внешней торговли, а ее осуществление возложено Конституцией Союза ССР на Министерство Внешней Торговли.
Охрана монополии внешней торговли, как основная задача наших таможенных органов, является руководящей идеей Советского Таможенного Кодекса.

Д.А. Александров, С.С. Дмитриев Таможенное дело в СССР. Москва В/О «Международная книга», 1949. 11с.,47с.


В начало

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

  1. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.
  2. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  3. Единство таможенной территории Российской Федерации.
  4. Взаимность в отношении другого государства (группы государств).
  5. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации.
  6. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
  7. Гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
  8. Обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
  9. Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации.
  10. Обеспечение обороны страны и безопасности государства.
  11. Обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности.
  12. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
  13. Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

В начало

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

В начало

Таможенно-тарифное регулирование

Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике.

В начало

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в следующих формах:

  1. Квотирование.
  2. Лицензирование:
  3. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров.
  4. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.
  5. Предотгрузочная инспекция.
  6. Меры, вводимые исходя из национальных интересов.
  7. Ответные меры.

В начало

Основные понятия касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Квотирование - ограничение импорта или экспорта товара в отношении его количества и (или) стоимости, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях. Правительство Российской Федерации может устанавливать:

  1. Временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации.
  2. Ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

Нетарифное регулирование

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

  1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров.
  2. Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
  3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
  4. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии. Лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров выдаются федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными

Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами.

Организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Нетарифное регулирование

Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.

Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании заявлений. Срок выдачи разрешения не может превышать три рабочих дня с даты подачи заявления. Не допускается требовать для получения разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров представления иных документов, кроме заявления.

Отсутствие разрешения является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации

Нетарифное регулирование

Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) - финансовое содействие, осуществляемое непосредственно правительством или иным государственным органом иностранного государства (союза иностранных государств) либо через негосударственную организацию по поручению правительства иностранного государства (союза иностранных государств), дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории иностранного государства (союза иностранных государств) в форме прямого перевода денежных средств (в том числе в виде дотаций, займов, покупки акций) или обязательства по переводу таких средств (в том числе в виде гарантий по займам); отказа от взимания или невзимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (в том числе путем предоставления налоговых кредитов), за исключением случаев освобождения экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм; льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером; льготного приобретения товара; иной поддержки доходов или цен, если прямым или косвенным результатом такой поддержки является увеличение экспорта товара из иностранного государства (союза иностранных государств) или сокращение импорта товара в такое иностранное государство (союз иностранных государств).

Нетарифное регулирование

Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины.

Импортная квота - ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости.

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Нетарифное регулирование

Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Демпинговый импорт - импорт товара на таможенную территорию Российской Федерации по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Нетарифное регулирование

Предотгрузочная инспекция вводится Правительством Российской Федерации в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости.

Правительство Российской Федерации вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в Российскую Федерацию. Предотгрузочная инспекция вводится в отношении отдельных товаров на срок, не превышающий трех лет.

Перечни товаров, в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Расходы на осуществление предотгрузочной инспекции несет импортер товара, в отношении которого вводится предотгрузочная инспекция. Правительство Российской Федерации одновременно с принятием решения о введении предотгрузочной инспекции снижает ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых такая инспекция вводится.

Орган предотгрузочной инспекции определяется Правительством Российской Федерации по итогам конкурса на оказание услуг по предотгрузочной инспекции и осуществляет свою деятельность на основании соглашения с Правительством Российской Федерации.

Положение о предотгрузочной инспекции утверждается Правительством Российской Федерации и включает в себя регламент ее осуществления, права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в предотгрузочной инспекции, порядок рассмотрения споров между органом предотгрузочной инспекции и импортером товара, порядок осуществления контроля за деятельностью органов предотгрузочной инспекции.

Предотгрузочная инспекция осуществляется при соблюдении следующих принципов:

Орган предотгрузочной инспекции осуществляет предотгрузочную инспекцию на основании заявления импортера товара и по ее результатам выдает импортеру товара сертификат о прохождении предотгрузочной инспекции или принимает решение о мотивированном отказе в выдаче такого сертификата.

Срок осуществления предотгрузочной инспекции, как правило, не должен превышать три рабочих дня.

Импорт товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, осуществляется только при наличии сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции

Нетарифное регулирование

Меры, вводимые исходя из национальных интересов, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:

  1. Необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка.
  2. Необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
  3. Относятся к импорту или экспорту золота или серебра.
  4. Применяются для защиты культурных ценностей.
  5. Необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов.
  6. Необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците.
  7. Необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации.
  8. Необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  9. Необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе:

Нетарифное регулирование

Ответные меры, такие как ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, могут вводится Правительством Российской Федерации в случае, если иностранное государство:

  1. Не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации.
  2. Предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц.
  3. Не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц.
  4. Не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации.

Нетарифное регулирование

Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации

Таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. №443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ). Именно Минэкономразвития РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела обеспечивает Федеральная таможенная служба. Федеральная таможенная служба выведена из ведения Минэкономразвития РФ. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями

Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Это означает что, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Система таможенных органов

Таможенными органами являются:

  1. Федеральная таможенная служба.
  2. Региональные таможенные управления.
  3. Таможни.
  4. Таможенные посты.

Федеральная таможенная служба (далее - ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС находится в ведении Минэкономразвития Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2004 г. №429 "О Федеральной таможенной службе":

«5. Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

5.2. обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

5.3. осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

5.4. осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

5.5. осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, обеспечивает опубликование таких решений;

5.6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

5.7. принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

5.8. осуществляет:

5.8.1. ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

5.8.2. ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

5.8.3. ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

5.8.4. аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

5.8.5. выдачу лицензий на учреждение свободного склада;

5.9. ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

5.10. информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

5.11. осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

5.12. осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

5.13. осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

5.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

5.15. осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

5.16. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.17. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.18. рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

5.19. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.20. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

5.21. организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.22. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

5.23. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;

5.24. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.25. осуществляет функции заказчика по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры;

5.26. осуществляет функции заказчика по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;

5.27. реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;

5.28. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации».

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляется Минэкономразвития РФ, а таможенных постов Федеральной таможенной службой, по согласованию с Минэкономразвития РФ.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

Функции таможенных органов

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

  1. Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу.
  2. Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию.
  3. Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
  4. Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
  5. Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности.
  6. Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.
  7. Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
  8. Ведут таможенную статистику внешней торговли.
  9. Обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
  10. Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам.
  11. Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Исторически сложилось так, что основной и главной функцией таможенных органов является фискальная - взимание таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Это определяет отношение общества к таможенникам. Достижения в осуществлении этой функции определяют эффективность деятельности таможенных органов.

В начало

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ. Глава 1.
  2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
  3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

  1. Дайте определение понятию таможенно - тарифное регулирование.
  2. Дайте определение понятию нетарифное регулирование.
  3. Перечислите формы нетарифного регулирования.
  4. Что такое предотгрузочная инспекция.
  5. Назовите методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
  6. Что такое антидемпинговая мера.
  7. Что такое специальная защитная мера.
  8. Что такое компенсационная мера.

В начало

СОДЕРЖАНИЕ

Hosted by uCoz