© С. А. СМИРНОВ 2005 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Раздел 1 Общие положения, касающиеся таможенного дела


СОДЕРЖАНИЕ

1.6 ТРАНСПОРТНЫЕ (ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ) ДОКУМЕНТЫ

Коносамент

Коносамент (BILL OF LADING) – так называется документ, выдаваемый перевозчиком отправителю груза при перевозке товара морем. Количество оригиналов коносамента определяется сторонами договора купли-продажи товара и сообщается отправителем перевозчику (обычно это 2-4 оригинала). Коносамент выписывается на каждую партию товара, один экземпляр выдается грузоотправителю, а остальные следуют с грузом.

По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента. В каждом коносаменте указывается число выписанных оригиналов После выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу.

Коносамент выполняет три функции:

  1. а) свидетельствует о заключении договора перевозки;
  2. б) является распиской в получении груза перевозчиком;
  3. в) является товарораспорядительным документом (ценной бумагой).

Коносамент является не договором перевозки, а лишь одним из свидетельств заключения договора перевозки и условий такого договора. Обычно формы коносаментов разрабатывают сами перевозчики или соответствующие неправительственные международные организации (БИМКО, ФИАТА и др.).

В коносамент должны быть включены следующие данные:

  1. 1) наименование перевозчика и место его нахождения;
  2. 2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
  3. 3) наименование отправителя и место его нахождения;
  4. 4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
  5. 5) наименование получателя, если он указан отправителем;
  6. 6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
  7. 7) внешнее состояние груза и его упаковки;
  8. 8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
  9. 9) время и место выдачи коносамента;
  10. 10) число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
  11. 11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Коносамент может быть подписан лицом, имеющим полномочия от перевозчика. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

Подпись на коносаменте может быть сделана от руки, напечатана в виде факсимиле, перфорирована, поставлена с помощью штампа, в виде символов или с помощью любых иных механических или электронных средств, если это не противоречит закону страны, в которой выдается коносамент.

Коносамент может быть выдан

Ордерный коносамент, не содержащий указания о его выдаче приказу отправителя или получателя, считается выданным приказу отправителя.

Коносамент

Рис.1 Коносамент (BILL OF LADING)

Дополнительная информация


Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать:

В ценной бумаге на предъявителя не указывается лицо, которому должно быть произведено исполнение. Поэтому субъектом прав, удостоверенных предъявительской ценной бумагой, является любое лицо, которое предъявляет эту бумагу.

Именная ценная бумага выписывается на имя конкретного лица, и только это лицо может реализовать удостоверенное данной бумаге право.

Ордерная ценная бумага выдается на имя конкретного лица, однако субъектом прав по этой бумаге может быть как само это лицо, так и любое другое управомоченное им лицо.

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ Статья 145.

Поскольку указания по распоряжению груза, перевозимого по ордерному коносаменту, могут даваться отправителем или получателем, предусмотрена выдача двух видов ордерных коносаментов. В случае, если ордерный коносамент не содержит указания на то, приказу какого из двух этих лиц он выдан, будет считаться, что коносамент выдан приказу отправителя.


Коносамент передается с соблюдением следующих правил:

В начало

Морская накладная

При перевозке грузов морем отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной (WAYBILL) или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа.

Морская накладная, выдаваемая перевозчиком по требованию отправителя в соответствии со статьей 143 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. №81-ФЗ (далее - КТМ), выполняет только две функции:

К морским накладным применяются правила, установленные в § 3 главы VIII КТМ, за исключением тех правил, которые касаются лишь непосредственно коносамента как товарораспорядительного документа (выдача бортового коносамента, виды коносамента, передача коносамента и право распоряжаться грузом).

В начало

Международная товаротранспортная накладная

Договор международной перевозки грузов автомобильным транспортом устанавливается международной товаротранспортной накладной (CMR). Накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная.

Накладная

Рис.2 Накладная (CMR)

Оригиналы накладной распределяются следующим образом:

В том случае, когда подлежащий перевозке груз должен быть погружен на различные автомобили или же когда речь идет о различного рода грузах или о различных партиях грузов, отправитель или перевозчик имеет право требовать составления такого количества накладных, которое соответствует количеству используемых автомобилей или количеству подлежащих перевозке разных грузов или партий грузов.

При принятии груза перевозчик обязан проверить:

Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность вышеупомянутых записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

Отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.

Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на обязанности перевозчика .

Если перевозка, условия которой определяются единственным договором, осуществляется несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик и каждый из следующих перевозчиков становятся в силу принятия ими груза и накладной участниками договора перевозки на указанных в накладной условиях.

Перевозчик, принимающий груз от своего предшественника, вручает последнему датированную и подписанную им расписку. Он должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной.

Накладная должна содержать следующие сведения:

В случае необходимости накладная должна также содержать следующие указания:

Договаривающиеся стороны, подписавшие КОНВЕНЦИЮ О ДОГОВОРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ (КДПГ), могут внести в накладную любое иное указание, которое будет ими признано необходимым.

В начало

Авиагрузовая накладная

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется авиагрузовой накладной (AIR WAYBILL). Для российских авиаперевозчиков формы грузовой накладной устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Грузовая накладная составляется на четырех бланках:

Накладная отправителя - не имеет печатной нумерации и заполняется отправителем до передачи груза к перевозке.

Грузовая накладная, квитанция о приеме груза, корешок грузовой накладной - имеют одинаковый печатный номер и заполняются перевозчиком при приеме груза к перевозке.

До передачи груза к перевозке отправитель обязан составить накладную отправителя, заполнить в ней все графы, его касающиеся, и подписать ее. При сдаче груза к перевозке отправитель обязан указать в накладной отправителя точное наименование груза, его массу, количество мест, размер или объем, вид тары (упаковки) и особые свойства груза.

Одновременно с грузовой накладной отправитель обязан передать перевозчику все документы, требующиеся в соответствии с санитарными, карантинными и иными правилами. Перевозчик вправе проверять эти документы в отношении их точности и достаточности.

Перевозчик на основе накладной отправителя заполняет номерные бланки грузовой накладной, а также вносит в накладную отправителя все сведения, которые должны быть указаны перевозчиком. При приеме груза к перевозке накладной отправителя присваивается тот же номер, что и грузовой накладной, заполненной перевозчиком. Дата приема груза к перевозке удостоверяется на грузовой накладной календарным штемпелем аэропорта отправления либо заверяется от руки должностным лицом перевозчика, принимающим груз. Тарифы и сборы, взимаемые за перевозку груза, указываются в грузовой накладной перевозчиком.

Авиагрузовая накладная

Рис.3 Авиагрузовая накладная

Бланки грузовой накладной распределяются следующим образом:

Назначение каждого бланка грузовой накладной указывается на его лицевой стороне.

Договор воздушной перевозки опасного груза удостоверяется грузовой накладной, бланк которой имеет на лицевой стороне красную полосу по диагонали.

При приеме к перевозке одновременно больших партий груза, перевозка которых будет производиться на нескольких воздушных судах, перевозчик должен потребовать от отправителя составления двух и более грузовых накладных.

Запрещается оформление одной грузовой накладной:

  • на груз, перевозимый на особых условиях (скоропортящийся, опасный и т.д.), и груз, перевозимый на общих условиях;
  • на груз, требующий соблюдения карантинных и других специальных правил, и груз, не требующий соблюдения таких правил;
  • на продукты питания и груз, который может повлиять на их качество;
  • на груз, перевозимый по разным тарифам;
  • на груз с объявленной ценностью и груз без объявленной ценности.

В начало

Транспортная железнодорожная накладная

При перевозке грузов на железнодорожном транспорте используется перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная (FRACHTBRIEFORIGINAL).

Транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная) состоит из четырех листов:


Оригинал транспортной железнодорожной накладной

Рис.4 Оригинал транспортной железнодорожной накладной

Дополнительная информация


Железнодорожные перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками.

Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом. Пункт 2. Утверждены приказом МПС России от 18.09.2003 г. №28


При перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал накладной выдается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузоотправителем грузоотправителю выдается электронная квитанция о приеме груза, подписанная электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) перевозчика. Подтверждением получения грузоотправителем от перевозчика электронной квитанции о приеме груза является электронный корешок дорожной ведомости, подписанный ЭЦП грузоотправителя. Корешок дорожной ведомости остается у перевозчика на станции отправления.

Перевозка груза по электронной накладной осуществляется в сопровождении электронной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю электронный оригинал накладной, подписанный ЭЦП перевозчика. Подтверждением получения грузополучателем от перевозчика электронного оригинала накладной является электронная дорожная ведомость, подписанная ЭЦП грузополучателя. При отсутствии договора об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю заверенный оригинал накладной по форме ГУ-27у-ВЦ, под роспись в дорожной ведомости формы ГУ-29у-ВЦ.

Не допускается оформление одной накладной перевозок:

  • грузов, которые по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одном вагоне;
  • грузов, требующих при перевозке соблюдения особых мер предосторожности, с грузами, которые не требуют таких мер;
  • грузов, требующих соблюдения санитарных, ветеринарных, иных особых норм и правил, с грузами, не требующими соблюдения таких норм и правил.

При перевозке скоропортящихся грузов в рефрижераторной секции перевозочные документы заполняются на каждый грузовой вагон.

В начало

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ. Глава 9.
  2. Кодекс торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ. Глава 8.
  3. КОНВЕНЦИЯ О ДОГОВОРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ (КДПГ) 19 мая 1956 г.
  4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ. Ст. 105
  5. Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом"

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

В начало

СОДЕРЖАНИЕ

Hosted by uCoz