© С. А. СМИРНОВ 2005 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Раздел 2 Таможенное оформление


На главную страницу   СОДЕРЖАНИЕ

2.8 ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

Декларирование

При таможенной очистке товаров необходимо:

  1. Выбрать таможенный режим и заполнить таможенную декларацию.
  2. Подготовить документы, имеющие сведения о товарах, необходимые для таможенных целей.
  3. Рассчитать размер подлежащих оплате таможенных платежей и провести их уплату.
  4. Представить товар таможенному органу.

С целью сокращения сроков оформления товаров, хотя и в ущерб качеству таможенного контроля, в таможенном деле принят принцип декларирования. Согласно этому принципу все основные операции необходимые для таможенного оформления, в том числе расчет таможенных платежей, производится участником внешнеэкономической деятельности. На долю таможенников остается провести проверку достоверности представленных сведений и правильность расчета таможенных платежей, а также контролировать порядок соблюдения участником внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства.

Декларирование товаров - заявление таможенному органу сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В Таможенном кодексе Российской Федерации от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ (далее - Кодекс) декларированию отведена 14 глава.

По форме заявления сведений различают следующие формы декларирования:

  1. Письменное декларирование – подача декларации или заявления в письменной форме.
  2. Электронное декларирование – подача декларации, товаротранспортных и иных документов в форме электронных документов.
  3. Устное декларирование – заявление сведений о товарах в устной форме.
  4. Конклюдентное декларирование – заявление своими действиями об отсутствии товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.
Форма декларирования определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

 

Рис. 1 Формы декларирования

Для юридических лиц и физических лиц, перемещающих товары в коммерческих целях, декларирование допускается в письменной или в электронной формах.

Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.

Для физических лиц, перемещающих товары для личных (некоммерческих целей) декларирование допускается в письменной, устной и конклюдентной формах.

Устная и конклюдентная формы декларирования применяются физическими лицами, перемещающими товары для личных (некоммерческих целей), в случае, если у них отсутствуют товары, подлежащие обязательному письменному декларированию.

Основным документом, используемым для декларирования товаров, является грузовая таможенная декларация (далее – ГТД). Грузовая таможенная декларация оформляется на бланках установленной формы «Грузовая таможенная декларация (ТД1)» (основной лист ГТД) и формы «Добавочный лист (ТД2)» (добавочный лист ГТД).

Кроме грузовой таможенной декларации в таможенном деле используются следующие формы деклараций:

  1. Пассажирская таможенная декларация – предназначена для декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, физическими лицами в соответствии с упрощенным порядком.
  2. Таможенная декларация на автомобиль - предназначена для декларирования автомобилей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (за исключением ввозимых временно) физическими лицами для личного пользования.
  3. Транзитная декларация - предназначена для декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита и таможенный режим международного таможенного транзита. В качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) или таможенные документы. Может оформляться на бланках установленной формы «Транзитная декларация (ТД1)» (основной лист) и формы «Добавочный лист (ТД2)» (добавочный лист).
  4. Декларация таможенной стоимости (ДТС) - является неотъемлемой частью соответствующей таможенной декларации и представляется в таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, при декларировании товаров. Оформляется на бланках установленной формы ДТС-1 и ДТС-2
  5. Декларация о транспортном средстве - предназначена для декларирования транспортных средств в том случае, если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения. Недостающие сведения сообщаются в таможенный орган путем представления соответственно въездной или выездной декларации, при этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть соответственно въездной и выездной декларации.

В данной работе под словами таможенная декларация будет пониматься грузовая таможенная декларация или письменное заявление, используемое, в соответствии с Кодексом, вместо грузовой таможенной декларации.

В начало

Декларант

Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В качестве декларанта имеют право выступать следующие лица:

  1. Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, - российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.
  2. Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом:

Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:

В начало

Права и обязанности декларанта

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант имеет право:

  1. Осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации.
  2. С разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары.
  3. Присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров.
  4. Знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров.
  5. Представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов.
  6. Пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными Кодексом.
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:
  1. Подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.
  2. По требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары.
  3. Уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату.

В начало

Товары, подлежащие декларированию

Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу или изменении таможенного режима. Также декларированию подлежат:

  1. Отходы, образовавшиеся в результате переработки товаров на таможенной территории или в результате уничтожения иностранных товаров, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
  2. Остатки товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, в отношении которых уплачиваются таможенные пошлины, налоги.
  3. Товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин и налогов и находящиеся у лиц, приобретших их на территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обнаруженные таможенными органами.

В начало

Товарная партия и особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии

В процессе таможенного оформления важным понятием является понятие товарной партии. В одной таможенной декларации могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под один и тот же таможенный режим.

Если товары, содержащиеся в одной товарной партии, заявляются для помещения под разные таможенные режимы, должны подаваться отдельные таможенные декларации на каждый таможенный режим.

В соответствии с приказом ГТК РФ от 21.07.2003 г. №915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» как одна товарная партия рассматриваются:

а) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации:
- товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя на таможенной территории Российской Федерации в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки (или по одному разрешению на переработку товаров при декларировании продуктов переработки) или по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки, при одновременном выполнении в отношении этих товаров следующих условий:
- товары в пределах сроков, установленных на подачу ГТД (в один и тот же день или в течение периода времени, установленного на подачу таможенной декларации, если декларирование производится с подачей периодической ГТД) предъявлены одному и тому же таможенному органу либо выпущены до подачи ГТД в соответствии со статьей 150 Кодекса;
- товары находятся (находились) на временном хранении в одном и том же месте, если в отношении декларируемых товаров применялась процедура временного хранения;

б) при вывозе с таможенной территории Российской Федерации:
- товары, одновременно отгружаемые (или отгружаемые в течение определенного периода времени при применении периодического временного декларирования) в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации, в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки (или по одному разрешению на переработку товаров при декларировании продуктов переработки), либо по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки;

в) при перемещении трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи:
- товары, перемещаемые одним и тем же лицом в течение определенного периода времени в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки, или по нескольким внешнеторговым договорам (в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты) при подаче временной ГТД;

г) при изменении или завершении действия ранее заявленного таможенного режима без перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации:
- товары, помещенные под один и тот же предшествующий таможенный режим по одному договору, если при совершении внешнеэкономической сделки заключался соответствующий договор (или по одному разрешению на переработку товаров), находящиеся под таможенным контролем одного и того же таможенного органа или выпущенные в сроки, установленные на подачу таможенной декларации в соответствии со статьей 150 Кодекса, декларантом которых будет являться то же лицо, которое поместило товары под предшествующий таможенный режим, либо лицо, приобретшее имущественные права на декларируемые товары после их помещения под предшествующий таможенный режим.

В начало

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):

  1. Заявляемый таможенный режим.
  2. Сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), об отправителе и о получателе товаров.
  3. Сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем.
  4. Сведения о товарах:
  5. Сведения об исчислении таможенных платежей:
  6. Сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях.
  7. Сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
  8. Сведения о производителе товаров.
  9. Сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим.
  10. Сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования (статья 131 Кодекса).
  11. Сведения о лице, составившем таможенную декларацию.
  12. Место и дата составления таможенной декларации.

В случае использования таможенной декларации в качестве документа учета для целей валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, в таможенной декларации подлежат указанию также сведения, необходимые для этих целей, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать.

Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с учетом категории лиц, указанных в статье 16 Кодекса, видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.

В начало

Место декларирования товаров

Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.

В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только:

  1. В случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления таких товаров, как культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы.
  2. В зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров (автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный и линии электропередачи).
  3. В случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
  4. В случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.

Если в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, в отношении хотя бы одного товара, сведения о котором заявлены в таможенной декларации, установлены определенные места декларирования, то таможенная декларация в день ее подачи пересылается таможенным органом, в который подана таможенная декларация, в надлежащий таможенный орган. Срок принятия таможенной декларации в этом случае продлевается на время, необходимое для ее пересылки, но не более чем на два рабочих дня.

В начало

Срок подачи таможенной декларации

Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

Если указанный срок недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, по мотивированному обращению этого декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации, при условии, что в отношении декларируемых товаров суммы денежных средств в размере предстоящих уплате таможенных платежей внесены на счет таможенного органа не позднее срока, установленного для подачи декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.

Если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.

Если выпуск товаров произведен до подачи декларации в соответствии со статьями 67, 68 Кодекса, то декларация должна быть подана в срок установленный таможенным органом, который не может превышать 45 дней со дня выпуска товаров.

Декларирование перемещаемой через таможенную границу электрической энергии производится путем подачи таможенной декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров. По мотивированному обращению декларанта таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации, но не более чем на пять дней.

При перемещении товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Временная таможенная декларация представляется декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду. Полная таможенная декларация должна быть подана не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров. По мотивированному обращению декларанта таможенный орган продлевает срок подачи полной таможенной декларации на вывозимые товары, но не более чем до 90 дней. Письменное обращение декларанта должно быть подано до истечения сроков представления полной декларации.

Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу Российской Федерации.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, подается до убытия их с таможенной территории Российской Федерации.

В начало

Предварительное декларирование товаров

При перемещении товаров через таможенную границу товары последовательно проходят следующие этапы:

  1. Доставка до места таможенного оформления.
  2. Подготовка документов, необходимых для декларирования товаров.
  3. Проверка таможенной декларации.
  4. Досмотр (проводится в случае необходимости).
  5. Выпуск товаров.

Каждый этап требует определенных затрат времени. В тоже время не существует непреодолимых причин для совмещения 1 этапа со 2 и 3 этапами. Такое совмещение позволяет сократить время прохождения таможенных формальностей до нескольких часов, необходимых для проведения досмотра (осмотра) товаров.

Для таможенных органов проверка таможенной декларации до прибытия товаров может обернуться массой проблем. В частности, товар может совсем не прибыть в место таможенного оформления, или прибыть в ином количестве, а следовательно потребуется возврат уплаченных платежей. В случае введения каких либо ограничений на перемещение товаров или повышения размера таможенных платежей, в связи с изменением законодательства, предварительное декларирование товаров может привести к значительному увеличению количества деклараций в период, предшествующий такому изменению и таможенный орган будет вынужден работать в авральном режиме.

Исходя из интересов участников внешнеэкономической деятельности в Кодексе предусмотрено предварительное декларирование товаров. Согласие таможенного органа в письменной или иной форме на предварительное декларирование товаров в Кодексе не предусмотрено.

При предварительном декларировании таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита.

Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.

Если в течение 15 дней со дня принятия предварительной таможенной декларации товары не предъявлены в таможенный орган, принявший данную декларацию, таможенная декларация считается не поданной.

В начало

Представление документов при декларировании товаров

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются следующие основные документы:

Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.

В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.

В случае представления в таможенный орган документов, которые могут использоваться при таможенном оформлении других товаров, по запросу декларанта таможенным органом выдается письменное подтверждение принятия таких документов по форме, устанавливаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Подтверждение считается действительным до внесения изменений в представленные документы или до истечения срока их действия. Указанное подтверждение может использоваться декларантом при таможенном оформлении товаров без дополнительного представления в таможенный орган принятых документов. Декларант вправе представить указанные документы до подачи таможенной декларации.

В начало

Принятие таможенной декларации

Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. Для этого уполномоченное должностное лицо таможенного органа вносит информацию из таможенной декларации в Журнал учета и регистрации таможенных деклараций. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.

Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:

Принятие таможенной декларации оформляется путем присвоения ей регистрационного номера.

С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Если таможенная декларация не принята таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей не поданной. О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, такое уведомление представляется в письменной форме.

В начало

Изменение, дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации

По мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены.

Изменение, дополнение сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, допускаются с разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий:

Должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе либо по поручению или просьбе заинтересованных лиц заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, заявленные в таможенной декларации.

Исключение допускается для внесения в таможенную декларацию тех сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов, а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в не кодированном виде имеются в таможенной декларации.

После выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении. По результатам такой проверки может возникнуть необходимость изменения и дополнения сведений, заявленных в таможенной декларации. В таком случае проблема состоит в том, что электронная база грузовых таможенных деклараций, в которую необходимо внести эти сведения, уже передана в ФТС и используется в работе иными государственными контролирующими органами.

Внесение изменений в ГТД на бумажном носителе и в электронную базу грузовых таможенных деклараций после выпуска товаров возможно на основании решения суда (арбитражного суда) по делам об административном правонарушении или уголовном преступлении.

В начало

Отзыв таможенной декларации

Принятая таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана для заявления иного таможенного режима по обращению декларанта до выпуска таких товаров. Обращение об отзыве таможенной декларации делается декларантом в письменной форме.

Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров. Разрешение таможенного органа на отзыв таможенной декларации оформляется в письменной форме.

При выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации таможенный орган устанавливает срок для подачи новой таможенной декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв.

Отзыв таможенной декларации не продлевает срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

Принятая таможенная декларация на российские товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, может быть отозвана по обращению декларанта независимо от целей такого отзыва до убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, в том числе после выдачи разрешения на помещение товаров под заявленный таможенный режим. Обращение об отзыве таможенной декларации делается декларантом в письменной форме.

Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о помещении товаров под заявленный таможенный режим. Разрешение таможенного органа на отзыв таможенной декларации оформляется в письменной форме.

Срок для подачи новой таможенной декларации на эти товары не устанавливается.

В начало

Неполная таможенная декларация

Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

Если таможенный орган принимает неполную таможенную декларацию, применяются те же требования и условия таможенного законодательства Российской Федерации, включая порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, которые применяются в случае, если изначально подается полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация.

В начало

Периодическая таможенная декларация

При регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.

Применение периодической таможенной декларации не должно приводить к нарушению предельного срока временного хранения товаров или к нарушению срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

При применении периодической таможенной декларации к российским товарам, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации, применяются правила, предусмотренные пунктами 3 и 7 статьи 138 Кодекса.

При регулярном перемещении через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить использование одной периодической таможенной декларации при неоднократном перемещении таких товаров в течение одного года.

В начало

Периодическое временное декларирование российских товаров

При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.

После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.

Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.

Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

Убытие российских товаров с таможенной территории Российской Федерации в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 статьи 122 Кодекса.

При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации.

Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, заявленных во временной таможенной декларации, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 Кодекса.

Дополнительная информация


Статья 355. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов

  1. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
  2. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
  3. При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
  4. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации в валюту Российской Федерации на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание. См. Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей, утвержденный приказом ГТК РФ от 25 мая 2004 г. N 607.
  5. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет, указанный в заявлении о возврате.
  6. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.
  7. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 356 настоящего Кодекса.
  8. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 настоящей статьи. О проведении зачета сумм таможенных платежей, уплаченных при частичном освобождении от их уплаты, см. письмо ГТК РФ от 15 апреля 2004 г. N 06-11/13958
  9. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов; если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
  10. При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления.
  11. При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, и суммы не индексируются.

См. Методические указания о порядке применения таможенными органами положений статьи 355 Кодекса, утвержденные распоряжением ГТК РФ от 27 ноября 200З г. № 647-р


Если по истечении четырех месяцев со дня принятия временной таможенной декларации российские товары не будут вывезены с таможенной территории Российской Федерации, таможенная декларация, в которой такие товары были заявлены к вывозу, считается неподанной.

По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок, но не более чем еще на четыре месяца.

В начало

Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации

При вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования с применением неполной, периодической или периодической временной декларации.

Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.

При отказе таможенного органа в применении упрощенного порядка декларирования российских товаров таможенный орган уведомляет об этом декларанта с указанием условий, выполнение которых необходимо для применения такого порядка.

О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, такое уведомление представляется в письменной форме.

В начало

Декларирование товаров путем подачи таможенной декларации в виде письменного заявления

Приказ ГТК РФ от 3 марта 2003 г. № 203 «О декларировании товаров» предусматривает, что по желанию декларанта декларирование товаров, помещаемых под таможенные режимы выпуска для свободного обращения или экспорта, может производиться путем подачи таможенной декларации в виде письменного заявления, в котором содержатся сведения, необходимые для таможенных целей, при условии, что:

К Заявлению должны быть приложены следующие документы:

По желанию декларанта к заявлению могут быть приложены иные документы, если декларант считает, что такие документы могут быть использованы таможенным органом для принятия решения о выпуске товаров.

Декларирование товаров с подачей в качестве таможенной декларации заявления допускается любыми лицами, перемещающими товары, в том числе иностранными, если иностранные лица перемещают товары через таможенную границу Российской Федерации без участия во внешнеэкономической сделке российских лиц.

Не допускается применять декларирование товаров путем подачи таможенной декларации в виде письменного заявления, при декларировании:

В начало

Сроки хранения таможенных деклараций и распределение листов грузовой таможенной декларации.

После принятия решения о выпуске (условном выпуске) товаров, запрете выпуска товаров, а также об отзыве таможенной декларации или в случаях, когда принятая таможенная декларация считается не поданной, листы грузовой таможенной декларации (ГТД) распределяются следующим образом:

Первые листы ГТД, или один из экземпляров письменного заявления, или иного документа, используемого в качестве таможенной декларации, и документы к ним, необходимые для таможенных целей, формируются в дела (далее - укомплектованные таможенные декларации) и передаются в архив таможни после того, как:

Укомплектованные таможенные декларации хранятся в архиве таможни в течение трех календарных лет.

Вторые листы ГТД, направленные в структурное подразделение таможенной статистики и анализа таможни, хранятся в течение одного года после года, в котором было принято решение о выпуске товаров.

Четвертые листы ГТД, представленные в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, хранятся в подразделении таможенного органа, которое оформляет убытие товаров, в течение трех календарных лет после года, в котором товары убыли с таможенной территории Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ. Глава 14.
  2. Приказ ГТК РФ от 17 июня 2004 г. № 688 «Об утверждении формы таможенной декларации на автомобиль и порядка заполнения таможенной декларации на автомобиль».
  3. Приказ ГТК РФ от 17 июня 2004 г. № 687 «Об утверждении формы заявления физического лица и порядка заполнения заявления физического лица».
  4. Приказ от 24 мая 2004 г. № 602 «О распределении листов ГТД и сроках хранения таможенных деклараций» .
  5. Приказ ГТК РФ от 19 мая 2004 г. № 590 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации» .
  6. Приказ ГТК РФ от 30 марта 2004 г. № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
  7. Приказ ГТК РФ от 1 декабря 2003 г. № 1368 «Об утверждении перечней таможенных органов, правомочных принимать таможенные декларации».
  8. Приказ ГТК РФ от 28 ноября 2003 г. № 1356 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».
  9. Приказ ГТК РФ от 16 сентября 2003 г. № 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».
  10. Приказ ГТК РФ от 8 сентября 2003 г. № 973 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров».
  11. Приказ ГТК РФ от 21 августа 2003 г. № 916 «Об утверждении формы въездной / выездной декларации о транспортном средстве».
  12. Приказ ГТК РФ от 21 августа 2003 г. № 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации».
  13. Приказ ГТК РФ от 3 марта 2003 г. № 203 «О декларировании товаров».
  14. Приказ ГТК РФ от 29 ноября 2002 г. № 1284 «Об утверждении Правил приема грузовых таможенных деклараций».
  15. Приказ ГТК России от 05.08.98 № 548 «Об утверждении порядка приема, хранения и формирования в дела первых экземпляров грузовых таможенных деклараций и документов к ним».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

  1. Перечислите формы декларирования.
  2. Объясните понятие декларант.
  3. Объясните понятие конклюдентная форма декларирования.
  4. Назовите сроки подачи таможенной декларации.
  5. Расскажите порядок отзыва таможенной декларации.
  6. Перечислите виды деклараций, используемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
  7. Расскажите предназначение 1, 2, 3 и 4 листов грузовой таможенной декларации.
  8. Назовите сроки хранения таможенных деклараций.
На главную страницу   СОДЕРЖАНИЕ
Hosted by uCoz