Д.А.АЛЕКСАНДРОВ, С.С.ДМИТРИЕВ

ТАМОЖЕННОЕ
ДЕЛО В СССР

На главную страницу   Оглавление

ГЛАВА X

КОНТРОЛЬНО-ИНСПЕКТОРСКИЕ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Содержание и значение работы по выполнению контрольно-инспекторских функций

При рассмотрении вопроса о контрольно-инспекторских функциях прежде всего необходимо определить, что следует относить к этой области работы таможенных учреждений. В широком смысле понятие контрольно-инспекторские функции охватывает собой все области работы таможенных учреждений по осуществлению ими таможенного контроля за движением через границу грузов, валюты и фондовых ценностей.

Однако в практике таможенных учреждений это понятие трактуется в более узком значении этого слова, и область контрольно- инспекторских функций таможен и таможенных постов ограничивается мероприятиями по борьбе с потерями во внешнеторговом обороте.

В соответствии с этим контрольно-инспекторские функции таможенных учреждений должны заключаться главным образом в проведении следующих мероприятий:

а) выявление и предупреждение потерь или порчи грузов при погрузке, выгрузке и перевозках;

б) наблюдение за складированием и условиями хранения грузов в портовых и железнодорожных складах, на открытых площадках и в складах экспортно-импортных объединений;

в) выявление случаев и установление причин гибели, порчи и пропажи товаров в пути и при хранении;

г) наблюдение за своевременной и комплектной отгрузкой импорта по назначению, выявление случаев простоя и неправильного использования транспорта, наблюдение за качеством экспортных товаров и выявление случаев незаконного снятия товаров с экспорта.

Осуществление этих мероприятий имеет большое народно­хозяйственное значение. Хорошо организованная и систематически проводимая контрольно-инспекторская работа может дать большой экономический эффект как в области сокращения валютных потерь, так и в части устранения многих дефектов в работе транспортных организаций.

При колоссальном грузообороте материальные потери, вызванные разными причинами, достигают весьма значительных сумм, выражающихся в миллионах рублей. Вполне понятно, что государство заинтересовано в своевременном выявлении всех дефектов, а еще более в предупреждении их и в установлении

121


суммы понесенных убытков, чтобы иметь возможность возместить их через страховые общества или за счет непосредственных виновников.

Таможенные учреждения, проводя контрольно-инспекторскую работу, используют все имеющиеся в их распоряжении права и возможности, начиная с мероприятий профилактического порядка и вплоть до применения штрафных санкций, предоставленных им Таможенным Кодексом Союза ССР, и привлечения виновных лиц к судебной ответственности.

Дефекты и потери во внешнеторговом грузообороте наиболее полно и своевременно могут быть выявлены таможенными учреждениями, так как они являются постоянными органами Министерства Внешней Торговли на границе, выполняющими функции государственного контроля, и не принимают непосредственного участия в транспортно-экспедиторской работе. Именно это обстоятельство и послужило причиной того, что практическая работа по выявлению дефектов в грузообороте и по борьбе с потерями была возложена на таможенные учреждения.


2. Способы борьбы с дефектами и потерями

Систематизируя акты таможенных учреждений, составленные ими при осуществлении контрольно-инспекторских функций, мы можем разбить причины, порождающие дефекты и потери, на 10 нижеследующих групп:

1) дефекты и потери, вызванные плохим состоянием тары и неправильной упаковкой грузов;

2) плохая, неясная или неправильная маркировка грузов, не соответствующая установленным требованиям о маркировке;

3) неправильная укладка, штивка и сепарация грузов при перевозке;

4) погрузка товара в неисправные или несоответствующие специфичности груза виды транспорта;

5) повреждение и порча грузов вследствие неправильной или небрежной перевозки, погрузки или выгрузки груза;

6) несвоевременная отправка грузов к месту назначения, на правление их по удлиненным маршрутам, простои транспорта;

7) некомплектная отправка грузов;

8) привоз неполноценных товаров и вывоз некондиционных экспортных товаров;

9) повреждения, порча и хищение грузов в местах их хранения (на складах и открытых площадках);

10) незаконное снятие экспортных товаров с экспорта.

Рассмотрим коротко каждую из перечисленных нами причин возникновения потерь и дефектов.

1. Плохая тара и упаковка грузов приводят к неизбежным потерям. Эти потери происходят потому, что плохая тара и упаковка создают повод для претензий, являются причиной утечки или порчи товаров, а также облегчают возможность хищения грузов.

122


Проиллюстрируем это некоторыми примерами. Однажды Мурманская таможня допустила погрузку на иностранный пароход 73 бочек икры со следующей оговоркой капитана судна на коносаменте: «73 бочки принято в плохом состоянии и переукупоренными. Судно не будет нести ответственности за их содержимое».

Подобная оговорка капитана поставила наше экспортное объединение в такое положение, при котором капитан судна снимает с себя ответственность за количество и качество груза перед отправителем, а, следовательно, убытки при такой оговорке неизбежны, так как грузополучатель может предъявить претензии за недостачу или низкое качество товара.

Таможня была обязана запретить погрузку товара в неисправной таре и тем самым предупредить возможность ущерба.

Приведем другой пример. В течение 1942 г. в порты Союза поступал молибден, упакованный в деревянные бочки. Клёпка бочек была настолько слаба, что бочки не выдерживали тяжести заключенного в них груза, и ценнейший товар рассыпался.

Такое же положение было с латунной лентой. Она была упакована в деревянные ящики, сбитые из очень тонких досок. Ящики разваливались, лента выпадала и деформировалась.

Необходимо было срочно потребовать от отправителей, чтобы эти грузы упаковывались в более прочную тару, что и было сделано по сигналам таможен заинтересованными импортными объединениями.

Мы можем привести и еще один пример того, к каким большим потерям приводит порой несоответствующая тара.

В один из наших северных портов летом 1942 г. прибыла крупная партия лярда, упакованного в фанерные ящики. Лето в тот год на севере стояло жаркое, и выгруженный на причал лярд начал вытекать из ящиков. Здесь имел место случай применения несоответствующей для груза тары и неправильное хранение товара.

2. Исключительно большую роль во внешнеторговых перевозках играет маркировка груза. Плохая, неясная или неправильная маркировка грузов может повлечь для грузовладельца нежелательные последствия. Так, например, плохая или неправильная маркировка может повлечь за собой наложение штрафа и необходимость исправления маркировки в иностранной таможне (например, в США). При неясной или неправильной маркировке груз может быть направлен не по назначению или задержан выдачей. То и другое последствия неправильной маркировки могут быть предупреждены тщательной проверкой таможенными учреждениями маркировки экспортных грузов.

3. Наблюдение за укладкой, штивкой и сепарированием груза в вагоны, трюмы пароходов и на другие виды транспорта должно вестись дежурными сотрудниками таможни.

Когда сотрудник таможни видит, что его вмешательство в погрузку или разгрузку будет способствовать сохранности груза,

123


он обязан принять меры к прекращению неправильной укладки или сепарированию груза.

Например, нельзя помещать рядом такие грузы, как табак и сильно пахучие вещества. Размещение таких грузов рядом поведет к порче табака, так как его восприимчивость к поглощению посторонних запахов общеизвестна.

Одинаково недопустимо грузить бочки с селёдками или с мокросолёными кишками вместе с такими продуктами, как сахар или мука. Разъедаемая солью деревянная клепка пропускает рассол и продукты, если не полностью, то в значительной степени окажутся испорченными.

4. Погрузка товара в неисправные вагоны и другие виды плохо подготовленного транспорта не должна иметь места. В разделе о перевозке таможенных грузов из одного таможенного учреждения в другое мы указывали, что сотрудники таможни обязаны внимательно осмотреть вагон до погрузки в него таможенных грузов, проверить, исправны ли вагонные люки и двери, нет ли возможности проникнуть в вагон иными путями, и, если эти дефекты будут обнаружены при осмотре, необходимо принять меры, чтобы устранить их. Этого же порядка следует придерживаться и при погрузке в вагоны других внешнеторговых грузов. Сотрудники таможни обязаны также осматривать перед погрузкой трюмы пароходов и требовать от капитана, чтобы они были чистые и не имели запаха.

5. Наибольшее количество дефектов и вызванных ими потерь причиняется грузам вследствие небрежного отношения к ним при разгрузке и погрузке.

От таможенных учреждений требуется, чтобы выявление таких дефектов началось с момента разгрузки судна, вагона и т. д. При этом очень важно точно установить, вследствие каких причин нанесено повреждение грузу или произошла его утрата. Иногда в пути следования судно попадает в жестокий шторм, при котором никакие крепления в трюмах не выдерживают, происходит подвижка груза, что вызывает массовое повреждение тары и содержимого. Но такие случаи, вызванные действием непреодолимой силы (форс-мажор), бывают не часто. В этом случае капитан судна обычно заявляет морской протест, и оформление повреждений производится путем составления акта аварийным (страховым) комиссаром.

Иногда же судно прошло благополучно весь путь, штормы его не трепали, и все же при вскрытии трюмов сразу обнаруживаются повреждения, поломки и хищения. Такие дефекты оформляются первоначально актами-извещениями таможни, подтверждаются подписью капитана, представителем порта, а в случае необходимости и аварийным комиссаром.

Все дефекты в грузе, повреждения и поломки, хищения и недостачи, обнаруженные на судне, относятся к дефектам, виновниками которых являются или перевозчик (судно) или отправитель.

124


Во время разгрузки судна грузам могут быть нанесены серьезные повреждения вследствие неправильного стропления, небрежной работы лебёдчиков и крановщиков, стивидоров и других лиц, занятых на погрузо-разгрузочных работах. Груз может сорваться со строп и разбиться, он может упасть в воду и затонуть. Содержимое отдельных ящиков, которые оказались слабыми или разбитыми, может рассыпаться, подвергаться хищениям и порче.

За повреждения, поломки и хищения грузов, обнаруженные и причиненные во время разгрузочно-погрузочных работ, претензии грузовладельцев должны быть направлены к той организации, по вине которой они произошли. Последнее обстоятельство устанавливается актами, в составлении которых таможня принимает активное участие.

При недостачах груза, обнаруженных при разгрузке судов, как уже отмечалось ранее, составляются акты-извещения. Необходимо подчеркнуть, что при составлении таких актов таможня должна непременно тщательно проверить заявку порта о недостающих грузах, не полагаясь на заявления тальманов или стивидоров. В практике имели место случаи, когда, при наличии составленных таможней актов-извещений о недостачах, грузы оказывались полностью выгруженными. Такой небрежностью отдельных сотрудников таможни пользуются недобросовестные элементы и жулики, которые, прикрываясь актом-извещением таможни, расхищают грузы, числящиеся согласно актам недоставленными, а в действительности находящиеся на причалах или складах порта.

6. Простои транспорта, несвоевременное направление внешнеторговых грузов по назначению, направление грузов по удлиненным маршрутам являются причиной весьма значительных материальных потерь.

Перевозка товаров и разгрузка их должны производиться в максимально короткие сроки. За задержку разгрузки судна сверх установленного по чартеру (чартер — договор на перевозку груза морем) времени, порты уплачивают судну штраф — демередж. За досрочную разгрузку порты получают премию — диспач. Таможни обязаны следить за тем, чтобы суда не простаивали под погрузкой сверх установленного договором времени, и все простои фиксировать, устанавливая причины этих простоев и принимая меры к их устранению самостоятельно или через соответствующие органы и учреждения.

Несвоевременная отправка импортных грузов по назначению также нетерпима, и в особенности это относится к импортному оборудованию, задержка отгрузки которого тормозит темпы строительства и отодвигает сроки пуска новых предприятий Союза ССР.

Сотрудники таможни должны следить за своевременной отправкой груза по назначению и выявлять виновников их задержки. Задержка отгрузки может иметь место по вине:

125


импортного объединения, не приславшего порту своевременно разнарядки;

торгового порта, получившего разнарядку, но не подавшего заявки железной дороге;

железной дороги, не подающей подвижного состава. Таможней должны быть установлены причины задержки отправки груза по назначению и через соответствующие организации приняты необходимые меры к ускорению отправки.

Имеют место случаи направления грузов по удлиненным маршрутам. Так, например, Всесоюзные объединения иногда направляют экспортные грузы в Югославию транзитом через Болгарию или через Румынию вместо того, чтобы направлять их непосредственно в Югославию.

Таможни обязаны следить за тем, чтобы приказ Министра Внешней Торговли № 261 от 23 сентября 1946 г. о направлении грузов в страны Восточной Европы неуклонно соблюдался. В этом приказе даются указания о маршрутах следования экспортных грузов в страны Восточной Европы.

Так, при вывозе грузов в Польшу их следует направлять только через пограничные передаточные пункты, установленные советско-польским прямым железнодорожным сообщением, а также через польские порты Балтийского моря.

В Румынию — через пункты Рени, Измаил, Прут, Унгены, Аденката и через порты Черного моря на румынский порт Констанца.

В Венгрию и Чехословакию — через пограничный пункт Чоп, а также по Дунаю через советские порты Рени и Измаил на венгерский порт Чепель и на чехословацкие порты Братислава и Комарно.

В Югославию — через советские порты Рени и Измаил по Дунаю до югославских портов Панчево и Смедерево и из портов Черного моря на югославские порты Адриатического моря.

В Болгарию — через советские черноморские порты, на болгарские порты Бургас и Варна и по р. Дунай через Рени и Измаил до болгарского порта Рущук.

7. Некомплектная отгрузка импорта по назначению имеет еще более серьезные последствия. Это явление наблюдается обычно при отгрузке оборудования из морских и речных портов.

Какая, например, польза в том, что несколько вагонов оборудования направлены на новостройку, а один ящик деталей, без которых это оборудование не может быть собрано, остался в порту?

Между тем некомплектная отгрузка оборудования имеет место довольно часто. Так, только из одного Одесского порта в первом полугодии 1946 г. было отправлено некомплектно оборудование В/О «Машиноимпорт» по 599 коносаментам, В/О «Технопромим- порт» — по 46 коносаментам и В/О «Станкоимпорт» по 107 коносаментам.

126


Из 14 мест одной электростанции порт отправил по назначению 11 мест, причем в числе неотгруженных мест оказались даже монтажные чертежи этой станции.

При надлежащем осуществлении таможнями контрольно-инспекторских функций таких явлений не должно быть.

8. Поступление недоброкачественных импортных товаров и выпуск за границу некондиционного экспорта также наносит весьма существенный ущерб внешней торговле Союза ССР.

При поступлении недоброкачественных импортных товаров степень их порчи определяется с участием соответствующих экспертов-специалистов. Для того чтобы быть уверенным в кондиционности советских экспортных товаров, в частности таких, как лес, зерно, пушнина и продовольственные товары, таможенные учреждения должны требовать представления экспортерами качественных сертификатов Государственной Инспекции по качеству экспортных товаров Министерства Внешней Торговли.

9. Неудовлетворительная организация складского хозяйства является одной из наиболее часто встречающихся причин утраты и порчи грузов при хранении.

Часто можно наблюдать в порту такую картину: ящики с импортным грузом, на которых написано: «Осторожно», «Не кантовать», «Верх», «Низ», лежат на ребре или вверх дном. Нередки случаи, когда грузы складируются без подтоварников, тяжеловесы лежат на легких местах, а товары, подверженные порче от дождя и солнца, лежат непокрытые брезентами.

Не трудно понять, что плохое хранение грузов приводит к значительным потерям.

При систематическом контроле за работой складских организаций, таможенные учреждения могут предупредить и устранить многочисленные случаи неправильного хранения грузов. Представители таможен имеют право обследовать все склады, где хранятся экспортно-импортные грузы.

В практике Бакинской таможни был случай, когда в результате неисправности крыши на складе и проникновения в склад дождевой воды произошло самовозгорание хлопка. Это происшествие можно было бы предупредить, если бы таможня, используя свои права, своевременно потребовала бы ремонта складских помещений.

10. Наконец, необходимо обратить внимание работников таможенных учреждений на случаи незаконного снятия с экспорта товаров, предназначенных к вывозу за границу. Всякое снятие товаров с экспорта может иметь место только по особому, в каждом отдельном случае, разрешению Министра Внешней Торговли или его Заместителя. Однако это положение не всегда соблюдается экспортными объединениями, а таможенные учреждения на такие факты должным образом не реагируют.

О всех случаях задержки отправки экспортных грузов за границу и попытках снять грузы с экспорта таможенные учреждения

127


обязаны своевременно ставить в известность Главное Таможенное Управление.


3. Документальное оформление дефектов

Как правило дефекты, выявленные таможенными учреждениями, при осуществлении контрольно-инспекторских функций должны быть оформлены надлежаще составленными актами. К составлению актов нужно относиться с большим вниманием и точностью, так как они должны быть серьезным основанием для предъявления рекламаций и принятия административных или других мер к устранению отмеченных ненормальностей, а также и для наказания виновных.

В актах должны быть ясно и точно изложены следующие основные моменты: причина составления акта, указание, каких товаров или предметов касается изложение; описание выявленных дефектов; размеры нанесенного ущерба и выводы. Это главные элементы акта. В зависимости от конкретного случая в акте указываются те или другие дополнительные данные, которые необходимы для того, чтобы он удовлетворял тем требованиям, о которых упоминалось выше.

При составлении акта таможенные учреждения должны придерживаться примерно следующей схемы:

1. Порядковый № (с начала года) и дата составления акта.

2. Участники составления акта. Акт должен быть составлен с участием ответственных представителей заинтересованных организаций, как-то: порта или железной дороги, представителя владельца груза, капитана парохода или его помощника, а при обследовании складов — лиц, материально ответственных за грузы. (Указывать фамилию, имя и отчество, должность и полное наименование организации, представителем которой является данное лицо).

3. Дата поступления груза (точно указать число, месяц и год).

4. Подробное наименование груза; наименование парохода, доставившего груз, № и дата коносамента, № и дата ж.-д. накладной или других грузовых документов.

5. Откуда груз поступил, кем отправлен и кому адресован (указать точно адрес отправителя и получателя).

6. Какими торговыми и таможенными документами груз сопровождался (их номера, даты выписки и кем они составлены).

7. Место выгрузки и нахождение груза (указать, на каком участке, складе, пакгаузе или площадке складирован груз).

8. Количество мест, род упаковки, маркировка, вес по трафарету и по фактической перевеске и в чем заключаются обнаруженные дефекты (указать подробно).

9.  Причина дефекта (плохая тара, неправильная укладка, подмочка груза, хищение, поломка частей и т. д.).

10. Конкретные виновники нанесенного ущерба (указать фамилию, имя и отчество, должность виновного лица, а если это бригада, указать фамилию, имя и отчество бригадира).

128


11. Точная, а если невозможно указать точно, то ориентировочная сумма причиненного убытка.

12. Акт должен быть обязательно подписан всеми участниками его составления. Если тот или другой из представителей отказывается подписать акт, то в таких случаях делается оговорка с указанием причин отказа от подписания акта.

Акт следует писать на машинке, а в случае, если это сделать невозможно, писать разборчиво чернилами или химическим карандашом. Акты должны утверждаться начальником таможни и без задержки передаваться или пересылаться заинтересованным лицам и организациям.

При выявлении дефекта, устранение которого не терпит отлагательства (утечка жидкостей, угроза в пожарном отношении и т. п.), таможенное учреждение до составления акта обязано принять экстренные меры к быстрейшему устранению дефектов и лишь по устранении непосредственной опасности дальнейших потерь составить надлежащий акт.

При невозможности устранить дефекты силами и средствами местных организаций, таможня должна известить владельца о необходимости принять меры к устранению обнаруженных дефектов.

Акты составляются в необходимом количестве экземпляров, из которых первый экземпляр вручается представителю владельца груза, второй экземпляр направляется местному уполномоченному Министерства Внешней Торговли, а третий экземпляр остается в делах таможни. Акты должны также направляться железнодорожной или портовой администрации для принятия зависящих от них мер, а в необходимых случаях и следственным органам. Копии актов, по характеру и значимости выявленных дефектов представляющие особый интерес, направляются также в Главное Таможенное Управление.

Во избежание дублирования в составлении актов в пунктах, где осмотр отправляемых на экспорт товаров производится Госинспекцией по качеству и когда составление актов об обнаруженных дефектах производится последней, таможни особых актов не составляют.

Составление актов не требуется также в случаях, когда на дефекты уже имеются железнодорожные коммерческие акты, и на мелкие дефекты, легко и быстро устраняемые на месте.

Таможни обязаны следить за тем, чтобы организации, в которые были направлены акты, должным образом реагировали на них, т. е. принимали по ним необходимые меры.

Таможенные учреждения все составленные ими акты по выполнению контрольно-инспекторских функций обязаны тщательно анализировать и подводить итоги проведенной работы, посылая в Главное Таможенное Управление, раз в месяц вместе со сводкой установленной формы, свои выводы и предложения.

129


4. Борьба с нарушителями таможенных правил и постановлений

Таможням предоставлено право штрафовать отдельных лиц и организации за нарушение таможенных правил и постановлений. Штрафы эти взыскиваются, согласно ст.ст. 157 и 158 Таможенного Кодекса Союза ССР, в следующих случаях и размерах:

а) за неостановку прибывшего из-за границы или отправляющегося за границу транспорта в таможенном учреждении, в котором должен быть произведен его прием или отпуск, — штраф не свыше 25 рублей;

б) за самовольный причал к берегу и самовольную перемену места стоянки судна (это положение не распространяется на случаи, когда судно временно покидает место стоянки под действием непреодолимой силы); за остановку в пути транспорта, пропущенного передовым таможенным постом и следующего от черты границы к таможне и от таможни к передовому таможенному посту, — штраф не свыше 25 рублей;

в) за непредставление таможне при проходе судна из-за границы письменного показания или при приходе поезда — передаточной ведомости, или представление этих документов, но без указания в них требуемых сведений, — штраф не свыше 25 рублей:

г) за непредставление вагонных листов, багажных и пассажирских списков, а также за недоставление по назначению транспортным предприятием таможенных документов, переданных ему для доставки в соответствующее таможенное учреждение, — штраф не свыше 25 рублей;

д) за непредставление капитаном, по требованию таможенного учреждения, выданной ему люковой записки, — штраф не свыше 25 рублей;

е) за подход к судну заграничного плавания других судов без разрешения таможенного учреждения, а также за передачу с судна, прибывшего из-за границы на другое судно или на берег, или получение с берега или с других судов без разрешения таможенного учреждения каких-либо предметов, — штраф не свыше 25 рублей.

Это положение не относится к приспособлениям, служащим для выгрузки или подъема тяжестей, охраны груза от порчи, а также и к такелажу, в случаях, когда это необходимо для предотвращения гибели или порчи судна или груза;

ж) за вскрытие или переукупорку таможенного груза без ведома таможенного учреждения — штраф не свыше 25 рублей;

з) за погрузку, перегрузку или выгрузку груза без ведома таможенного учреждения — штраф не свыше 100 рублей;

и) за отход транспорта из таможенного учреждения без разрешения — штраф не свыше 100 рублей;

к) за непоказание мест, в которых находятся оружие, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, — штраф не свыше 100 рублей;

130


л) за погрузку в поезд, отправляемый из порта или с пограничной станции вглубь страны, не подвергшихся таможенному досмотру грузов, если они подлежали таковому, — штраф не свыше 100 рублей;

м) за повреждение пломб, печатей и бечевы, наложенных таможенным учреждением на люки, вагоны и другие помещения или на отдельные товарные места — штраф не свыше 25 рублей;

н) за выпуск без разрешения таможни импортных грузов из складов государственных транспортных организаций или приписанных к таможне — штраф не свыше 250 рублей.

Помимо штрафа в этом случае взыскиваются и таможенные сборы.

Штрафы налагаются на виновных лиц путем вынесения постановления начальником таможни. В случае невозможности установить виновников, штраф налагается на организацию, предприятие или учреждение, по вине которого произошло нарушение.

Постановление начальника таможни может быть обжаловано в Главное Таможенное Управление в трехмесячный срок со дня вручения постановления обвиняемому. Решение Главного Таможенного Управления является окончательным. Денежные штрафы за нарушения таможенных постановлений обращаются в доход государства.


131


На главную страницу   Оглавление
Hosted by uCoz