Д.А.АЛЕКСАНДРОВ, С.С.ДМИТРИЕВ

ТАМОЖЕННОЕ
ДЕЛО В СССР

На главную страницу   Оглавление

ГЛАВА II

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
СОЮЗА ССР

Организационные формы внешней торговли Союза ССР имеют свою историю. Они складывались применительно к различным этапам социалистического строительства.

В начале своего существования молодое Советское государство, получив в наследство разрушенное хозяйство и вынужденное с оружием в руках отбиваться от интервентов, естественно, не могло выделить сколько-нибудь значительных товарных ресурсов для внешней торговли, да и сама возможность торговать в то время была крайне ограничена.

Окончание гражданской войны, переход на мирную работу по восстановлению народного хозяйства предоставили молодой советской республике возможность расширения экономических связей с капиталистическим окружением. Заметно рос ввоз из-за границы машин и оборудования, соответственно расширялся экспорт советских товаров.

В 1935 г. Советский Союз вступил в новый период — период борьбы за завершение строительства социалистического общества.

Промышленность и сельское хозяйство СССР переживали дальнейший подъем.

2-й пятилетний план развития советской промышленности был выполнен досрочно — к 1/IV 1937 г., т.е. в 4 года и 3 месяца.

Промышленность Советского Союза к концу 1937 г. достигла 428°/о от уровня 1929 г. и в сравнении с довоенным уровнем выросла более чем в 7 раз.

Крупного успеха достигло также и сельское хозяйство. Посевные площади всех республик выросли с 105 млн. га в 1913 г. до 135 млн. га в 1937 г. Производство зерна поднялось с 4800 млн. пудов в 1913 г. до 6800 млн. пудов в 1937 г. Производство хлопка-сырца — с 44 млн. пудов до 154 млн. пудов. Производство льна (волокна) — с 19 млн. пудов до 317 млн. пудов. Производство сахарной свеклы — с 654 млн. пудов до 1311 млн. пудов. Производство масличных культур — с 129 млн. пудов до 306 млн. пудов.

В результате завершения реконструкции промышленности и сельского хозяйства, народное хозяйство оказалось обильно снабженным первокласной техникой.

В это время капиталистические страны, не успев оправиться после экономического кризиса 1929 — 1933 гг., переживали новый экономический кризис. В связи с этим их заинтересованность в хозяйственных связях с СССР возросла.

20


1. Всесоюзные внешторговые объединения и конторы

В настоящее время действуют следующие Всесоюзные объединения и конторы: 1) «Союзнефтеэкспорт», 2) «Союзпромэкспорт», 3) «Экспортлес», 4) «Экспортхлеб», 5) «Экспортлен», 6) «Союзпушнина», 7) «Техноэкспорт», 8) «Разноэкспорт», 9) «Промсырьеимпорт», 10) «Технопромимпорт», 11) «Станкоимпорт», 12) «Машиноимпорт», 13) «Разноимпорт», 14) «Международная Книга», 15) «Востокинторг», 16) «Совмонголторг», 17) «Дальинторг», 18) «Совфрахт», 19) «Ирансовтранс», 20) «Ленвнештранс», 21) «Совэкспортфильм» и 22) «Скотоимпорт».

Ниже приводится краткая характеристика основных задач и функций этих организаций.

«Союзнефтеэкспорт» — Всесоюзное экспортно-импортное объединение, учрежденное для осуществления операций по экспорту из Союза ССР нефти и нефтепродуктов и реализации их на заграничных рынках, а также операций по импорту в Союз ССР нефти и нефтепродуктов.

«Союзпромэкспорт» — Всесоюзное объединение по промышленному экспорту, осуществляющее операции по экспорту и импорту продукции химической, горнорудной и топливной промышленности.

«Экспортлес» — Всесоюзное экспортно-импортное объединение, осуществляющее операции по экспорту из СССР и импорту в СССР всякого рода лесных материалов в обработанном и необработанном виде, а также целлюлозных, бумажных и других материалов.

«Экспортхлеб» — Всесоюзное экспортно-импортное объединение, осуществляющее операции по экспорту и импорту продовольственных и иных товаров.

«Экспортлен» — Всесоюзное экспортно-импортное объединение, осуществляющее операции по экспорту и импорту льна, пеньки, джута, хлопка, шерсти, шелка и их отходов, а также тканей, пряжи и иных товаров.

«Союзпушнина» — Всесоюзное экспортно-импортное пушно-меховое объединение, осуществляющее операции по экспорту и импорту пушно-мехового сырья, полуфабрикатов и готовых изделий.

«Техноэкспорт» — Всесоюзное экспортно-импортное объединение, осуществляющее операции:

а) по экспорту и импорту продукции промышленности: автомобильной, сельскохозяйственного машиностроения и тракторостроения, электротехнической, металлообрабатывающей и других отраслей промышленности;

б) по выполнению за границей монтажно-технических и проектно-строительных работ.

«Разноэкспорт» — Всесоюзное экспортно-импортное объединение, осуществляющее операции по экспорту и импорту табака,

21


табачных изделий, медикаментов и медицинского оборудования, животного сырья, кожевенных изделий, строительных материалов и других товаров.

«Промсырьеимпорт» — Всесоюзное импортно-экспортное объединение, осуществляющее операции по импорту в Союз ССР из-за границы и экспорту из Союза ССР за границу: проката, цветных и черных металлов, ферросплавов, метизов, кабельных изделий и других товаров.

«Технопромимпорт» — Всесоюзное объединение, осуществляющее операции по импорту в Союз ССР из-за границы и экспорту из Союза ССР и реализацию на внешних рынках:

а) оборудования химической, строительной, пищевой, лесобумажной, полиграфической, резиновой, текстильной, трикотажной, кожевенной, обувной и других отраслей промышленности;

б) оборудования телеграфно-телефонного и радио, точных и контрольно-измерительных машин и приборов, оптики, рентгена, медицинского и лабораторного оборудования и др.

«Станкоимпорт» — Всесоюзное объединение, учрежденное для осуществления операций по импорту в Союз ССР из-за границы и по экспорту из Союза ССР и реализации на внешних рынках: станков, кузнечно-прессового оборудования, измерительных машин и приборов, инструментов, готовых сплавов, абразивов, подшипников и др.

«Машиноимпорт» — Всесоюзное объединение, осуществляющее операции по импорту в Союз ССР из-за границы и по экспорту из Союза ССР и реализации на внешних рынках: горнозаводского, металлургического, энергосилового, электротехнического, подъемно-транспортного и судового оборудования, железнодорожного подвижного состава и судов.

«Разноимпорт» — Всесоюзное импортно-экспортное объединение, осуществляющее операции по импорту и экспорту цветных металлов, каучука и резиново-технических изделий, химических и других товаров и сельскохозяйственных животных.

«Международная Книга» — Всесоюзное объединение, осуществляющее операции:

а) по экспорту из Союза ССР произведений печати (книг, периодических изданий, нот, художественных репродукций), предметов для механического воспроизведения музыки (пластинки, матрицы, иглы, патефоны и их части), произведений изобразительного искусства, филателистических марок;

б) по изданию советских книг за границей;

в) по импорту в Союз ССР произведений печати и патефонных пластинок;

г) по сбору от заграничных фирм объявлений для публикации их в изданиях, выходящих в СССР;

д) по изданию литературы на русском и иностранных языках в СССР.

22


«Востокинторг» — Всесоюзное экспортно-импортное объединение, осуществляющее операции по экспорту товаров из Союза ССР в страны Ближнего Востока и другие страны и по импорту товаров в Союз ССР из стран Ближнего Востока и других стран.

«Совмонголторг» — Всесоюзное экспортно-импортное объединение, осуществляющее операции по экспорту товаров из Союза ССР в Монгольскую Народную Республику и Синьцзян (Западный Китай) и по импорту товаров в Союз ССР из Монгольской Народной Республики и Синьцзяна (Западного Китая).

«Дальинторг» — Всесоюзное экспортно-импортное объединение, осуществляющее операции по экспорту из СССР и по импорту в Союз ССР со странами Дальнего Востока (Маньчжурией, Кореей, Японией и др.).

«Совфрахт» — Всесоюзное объединение по фрахтованию, осуществляющее операции по фрахтованию иностранного тоннажа как в СССР, так и за границей.

«Ирансовтранс» — Всесоюзное объединение по транспортно- экспедиторскому и складскому обслуживанию грузооборота СССР с Ираном и Турцией, а также по морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным перевозкам.

«Ленвнештранс» — транспортно-экспедиторская контора общесоюзного значения, производящая операции по транспортно-экспедиторскому, складскому, погрузочно-разгрузочному, страховому, стивидорному обслуживанию внешнеторговых и транзитных грузов, а также по пароходно-агентскому обслуживанию советских и иностранных судов.

«Совэкспортфильм» — Всесоюзное кинообъединение по экспорту и импорту кинофильмов.

«Скотоимпорт» — Всесоюзная контора по импорту живого скота и мясопродуктов из восточных стран.

Подробная номенклатура товаров для каждого внешнеторгового объединения устанавливается Министерством Внешней Торговли.

Всесоюзные объединения, в связи со значительностью и разнообразием их товарной номенклатуры, образуют в своем составе конторы, ведущие оперативную работу по однородным группам товаров, а также отделы и секторы, занимающиеся конъюнктурой, расчетными операциями, планово-финансовыми вопросами и учетом.

Внешнеторговые объединения действуют на основании уставов, утверждаемых в порядке, устанавливаемом соответствующими законами.

В качестве типичного устава можно рассматривать Устав Всесоюзного объединения «Промсырьеимпорт».

Объединение является самостоятельной и не связанной с казною хозяйственной организацией, пользуется правами юридического лица и действует на началах хозяйственного расчета. Государство ответственности по операциям и всякого рода обязатель-

23


ствам Объединения не несет. В свою очередь Объединение также не несет ответственности по претензиям, обращенным к государству, его органам или другим организациям. Объединение отвечает по своим операциям и обязательствам только тем своим имуществом, на которое, согласно действующему законодательству, может быть обращено взыскание, т. е. имуществом, состоящим в его свободном распоряжении и не изъятым из оборота.

Управление Всесоюзного объединения «Промсырьеимпорт» находится в Москве. Объединение имеет печать с изображением своего наименования.

Для выполнения стоящих перед ним задач Всесоюзное объединение «Промсырьеимпорт», согласно своему уставу:

а) осуществляет операции по экспорту из Союза ССР и по импорту в Союз ССР цветных и черных металлов, ферросплавов, метизов и кабельных изделий;

б) разрабатывает и проводит мероприятия к упорядочению и рационализации соответствующих отраслей экспорта и импорта;

в) выявляет рентабельность операций по экспорту и импорту указанных выше товаров, разрабатывает и проводит мероприятия, направленные к повышению их рентабельности;

г) изучает конъюнктуру иностранных рынков по экспорту и импорту указанных выше товаров, а также достижения иностранной торговой техники по товарам, относящимся к кругу операций объединения «Промсырьеимпорт», и использует результаты заграничного опыта в этой области;

д) проводит мероприятия, направленные к сокращению накладных и торговых расходов по экспорту и импорту товаров, составляющих предмет его операций, и разрабатывает соответствующие экономические и статистические данные.

Объединение имеет право в порядке, установленном соответствующими законами:

а) заключать договоры, сделки и совершать всякого рода иные юридические действия, в том числе кредитные и вексельные, с учреждениями, предприятиями и отдельными лицами, находящимися как в Союзе ССР, так и за границей; искать, отвечать в арбитраже и судебных учреждениях;

б) учреждать, брать и сдавать в аренду подсобные для своей деятельности предприятия как в Союзе ССР, так и за границей;

в) учреждать в Союзе ССР и за границей свои филиалы, конторы, представительства, агентства и т. п., равно как участвовать во всякого рода объединениях, обществах и организациях, соответствующих задачам Всесоюзного объединения «Промсырьеимпорт» .

Основной капитал Всесоюзного объединения «Промсырьеим­ порт» устанавливается в сумме 5 миллионов рублей.

Управление Всесоюзным объединением «Промсырьеимпорт» осуществляется председателем Объединения и его заместителями, назначаемыми в установленном законом порядке.

24


Распределение работы между председателем Объединения и его заместителями производится председателем Объединения.

Председатель Объединения управляет всеми делами и имуществом Объединения, осуществляет от имени Объединения все возложенные на него функции, руководит всей плановой, оперативной и административной работой Объединения, совершает все необходимые акты и действия и непосредственно сносится по делам Объединения со всеми учреждениями, предприятиями и лицами.

Все сделки по внешней торговле, заключаемые Объединением, подписываются двумя лицами, из которых одно является председателем Объединения или его заместителем, а другое лицо — уполномоченным на право подписи внешнеторговых сделок доверенностью, подписанной председателем Объединения.

Векселя и другие денежные обязательства по внешней торговле, выдаваемые Объединением в Москве, подписываются председателем Объединения или одним из его заместителей и главным бухгалтером Объединения.

Если же заключаются сделки или выдаются обязательства от имени Объединения вне Москвы (как на территории СССР, так и за границей), то они действительны только тогда, когда подписаны двумя лицами, имеющими доверенность за подписью председателя Объединения.

Операционный год Объединения начинается с 1 января и кончается 31 декабря, т. е. совпадает с календарным годом.

Порядок составления и утверждения отчетов и балансов Объединения, а равно порядок распределения чистой прибыли определяется действующим законодательством.

Объединение может быть ликвидировано только в порядке, установленном соответствующим законодательством.

Аналогичный характер имеют уставы и других внешнеторговых объединений.


2. Центральный аппарат Министерства Внешней Торговли Союза ССР

Органом государственного управления по внешней торговле, согласно ст. ст. 75 и 77 Конституции Союза ССР, является Министерство Внешней Торговли Союза ССР.

Центральный аппарат Министерства Внешней Торговли Союза ССР состоит из следующих Управлений и Отделов:

25


Во главе Министерства стоит Министр, являющийся членом высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти Союза ССР — Совета Министров.

На основании ст. 73 Сталинской Конституции Министр издает, в пределах компетенции Министерства Внешней Торговли, приказы и инструкции, на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Министров Союза ССР, и проверяет их исполнение.

Министр имеет заместителей, назначаемых Советом Министров СССР. Заместители Министра, по его уполномочию, руководят отдельными отраслями деятельности Министерства Внешней Торговли.

Управления, Отделы и другие органы Министерства работают на основании соответствующих положений об этих Управлениях и Отделах, утверждаемых Министром.


3. Местные органы Министерства Внешней Торговли
Союза ССР

В пределах Союза ССР местными органами Министерства Внешней Торговли являются:

а) Уполномоченные Министерства Внешней Торговли в союзных республиках, краях и областях.

б) Таможенные учреждения: таможни, таможенные посты и отделения Главного Таможенного Управления.

в) Государственные инспекторы по качеству экспортных товаров.

Уполномоченные Министерства Внешней Торговли Союза ССР проводят свою работу в соответствии с положением, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 13/VI 1931 г. (СЗ 1931г., №10, ст. 111).

26


Уполномоченные Министерства Внешней Торговли состоят при Советах Министров союзных республик и при краевых, областных исполнительных комитетах советов трудящихся. При уполномоченных имеются Управления.

Министерству Внешней Торговли предоставлено право назначать своих уполномоченных также в отдельных пунктах, портах и пограничных пунктах, имеющих особое значение для внешней торговли. Так, например, Министерство Внешней Торговли имеет своих уполномоченных в ряде Черноморских портов: Одесса, Новороссийск и др.

В круг обязанностей уполномоченных Министерства Внешней Торговли входит разрешение целого ряда задач. Они проверяют и наблюдают за выполнением всеми организациями, находящимися на территории республики или края (области), постановлений и распоряжений Совета Министров Союза ССР и приказов по Министерству Внешней Торговли, затрагивающих вопросы внешней торговли. Вносят на рассмотрение Правительств республик или краевого (областного) исполнительного комитета проекты касательно участия республики или края (области) в экспорте. Наблюдают за правильной организацией хранения и за своевременной отгрузкой по назначению экспортных и импортных товаров, участвуют в междуведомственных, в частности транспортных, совещаниях, комитетах и т. п.

Таможенный Кодекс Союза ССР следующим образом опре­деляет функции уполномоченных Министерства Внешней Торговли в области таможенного дела:

«На уполномоченных Министерства Внешней Торговли Союза ССР при Советах Министров республик в области таможенного дела возлагается:

а) наблюдение за выполнением местными таможенными учре ждениями в пределах союзной республики законов и распоряжений по таможенному делу, в частности производство ревизий, осуществляемых как непосредственно, так и через соответствующее отделение Главного Таможенного Управления;

б) принятие мер к разрешению всех конфликтов между местными таможенными учреждениями в пределах союзной республики и другими местными органами;

в) разработка мероприятий по улучшению постановки тамо женного дела по борьбе с контрабандой;

г) представительство, согласно общим положениям об уполномоченных общесоюзных министерств при Совете Министров союзных республик, в центральных учреждениях соответствующей союзной республики по всем вопросам, касающимся таможенного дела».

Уполномоченные Министерства Внешней Торговли при Советах Министров союзных республик утверждаются Советом Министров Союза ССР по представлению Министерства Внешней Торговли, согласованному с Правительством соответствующей республики.

27


Уполномоченные Министерства Внешней Торговли при Советах Министров автономных республик, а также при краевых или областных исполнительных комитетах назначаются Министром внешней торговли по согласованию с Советом Министров автономной республики или краевым и областным исполнительным комитетом.

Государственные инспекторы по качеству назначаются Министерством Внешней Торговли в наиболее крупных пунктах отправки экспортных товаров. На них возложена обязанность строго следить за соблюдением всех требований общесоюзных стандартов на товары, отправляемые за границу, и, в частности, на такие ценнейшие экспортные товары, как пушнина.


4. Органы, осуществляющие права Союза ССР в области внешней
торговли за границей

Международное значение Советского Союза, его авторитет в решении вопросов, затрагивающих интересы различных государств после Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.), неизмеримо выросли.

Торговые и хозяйственные связи Союза ССР с другими государствами в настоящее время значительно расширились, и в связи с этим внешнеторговый аппарат Союза ССР за границей не только вырос количественно, но и претерпел значительные изменения в своей структуре.

Число торговых представительств Союза ССР за границей увеличилось. В некоторых странах, где еще нет торговых представительств, имеются торговые советники и атташе, входящие в состав советских дипломатических представительств. Например, в Канаде при Советском Посольстве имеется торговый советник; в Южно-Африканском Союзе при Советской Миссии — торговый атташе.

После второй мировой войны немецкие активы (недвижимость, предприятия, акции и т. п.) в Восточной Австрии, Румынии, Венгрии и некоторых других странах, выступавших в войне на стороне Германии, в порядке частичного возмещения убытков Союза ССР перешли в его собственность.

В настоящее время это имущество Советского Союза за границей находится в виде предприятий, принадлежащих СССР, либо является частью капитала в смешанных акционерных обществах.

Деятельность смешанных акционерных обществ носит разнообразный характер: одни из них заняты разработкой ископаемых, другие производством различных промышленных товаров. Имеются также общества, занятые транспортно-экспедиторскими операциями.

Управление советским имуществом за границей осуществляет специально созданное по постановлению Правительства Союза ССР Главное Управление Советским Имуществом за границей (ГУСИМЗ) при Совете Министров Союза ССР.

28


Торговые Представительства Советского Союза за границей являются органами Советского Союза, призванными осуществлять за границей права Советского Союза в области внешней торговли.

Положение о торговых представительствах и торговых агентствах Союза ССР за границей, регулирующее* их деятельность, утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР 13/IX 1933 г. (С. 3. 1933 г., отдел 1-й, № 59, ст. 354).

В связи с тем, что торговые представительства Советского Союза являются его государственными органами, по обязательствам торговых представительств ответственность несет советская казна.

Осуществляя за границей права Советского Союза в области государственной монополии внешней торговли, торговые представительства сосредотачивают у себя руководство и контроль за деятельностью всех советских хозяйственных организаций за границей. Представляя интересы Советского Союза в области внешней торговли, торговые представительства содействуют развитию торговых и иных хозяйственных отношений СССР со страной своего пребывания.

Наблюдая за обеспечением внешнеторговых интересов СССР, торговые представительства ведут необходимые переговоры и заключают соответствующие соглашения с правительственными органами, частными фирмами и отдельными лицами в стране своего пребывания, а также регулируют и осуществляют внеш­ нюю торговлю Советского Союза с этой страной.

Иногда Министерство Внешней Торговли поручает торговому представительству ведение торговых переговоров и заключение сделок с представителями третьих стран, где нет еще Торгового Представительства Союза ССР.

В связи с тем, что торговые представительства осуществляют монополию внешней торговли Советского Союза, они рассматриваются советским законодательством как составная часть посольств Советского Союза, причем законодательство особо оговаривает их непосредственное подчинение Министерству Внешней Торговли.

Торговые представители и их заместители входят в состав дипломатического персонала посольства или миссии Советского Союза и пользуются всеми правами и привилегиями, присвоенными членам дипломатических представительств.

Правовое положение торговых представительств, основанное на приведенном выше законе, как правило, специально оговаривается в торговых договорах и соглашениях с иностранными государствами, причем это делается либо в форме специальной статьи, как это сделано в торговом соглашении Советского Союза с Великобританией, заключенном 16/П 1934 г., или в Конвенции о торговле и мореплавании Советского Союза с Грецией, заключенной 1/IV 1929 г., либо в виде специального приложения к торговому договору, причем в самом договоре отдельной статьей

29


оговаривается, что это приложение составляет неотъемлемую часть торгового договора.

В качестве примера можно сослаться на статью 11 Торгового договора между Советским Союзом и Китайской республикой от 16/IV 1939 г.; эта статья гласит следующее:

«Ввиду того, что по закону Советского Союза, монополия внешней торговли принадлежит государству, составляет одну из неотъемлемых основ социалистического строя, закрепленных Конституцией СССР, Советский Союз будет иметь в составе своего представительства в Китае торгового представителя, правовое положение которого определяется постановлениями, прилагаемыми к настоящему договору.

Это положение составляет неотъемлемую часть торгового договора».

Помещения торговых представительств СССР и их отделений пользуются экстерриториальностью, и торговые представительства имеют право пользования шифром.

Торговые представительства Советского Союза не подлежат правилам о торговом реестре, т. е. в изъятие из действующего торгового законодательства страны своего пребывания они не обязаны регистрироваться в качестве торгового органа. Это обстоятельство подчеркивает особое положение торговых представительств, как иностранных государственных органов среди других торгующих организаций.

Осуществляя внешнеторговую политику Советского Союза, торговые представительства проводят следующие мероприятия:

а) производят, на основе государственной монополии внешней торговли, операции по внешней торговле для организаций, предприятий, учреждений и граждан, участвующих во внешнеторговом обороте Союза ССР;

б) регулируют и контролируют, на основе государственной монополии внешней торговли, торговую деятельность организаций Союза ССР, допущенных в установленном порядке к самостоятельному выходу на внешний рынок, а также все отдельные операции по внешней торговле Союза ССР, совершаемые организациями и гражданами, получившими на то установленное разрешение;

в) выдают участвующим во внешнеторговом обороте Союза ССР организациям и гражданам разрешения на совершение, в стране пребывания торгового представительства, действий по внешней торговле Союза ССР, а также утверждают сделки по внешней торговле Союза ССР, совершаемые в стране пребывания торгового представительства организациями и гражданами, получившими на то установленное разрешение;

г) выдают разрешения на ввоз в Союз ССР товаров, свидетельства о происхождении товаров, разрешения на транзит товаров через СССР, а также в подлежащих случаях другие документы, относящиеся к внешней торговле Союза ССР;

30


д) наблюдают за выполнением участвующими во внешнеторговом обороте Союза ССР организациями и гражданами в стране пребывания торгового представительства законов и распоряжений Правительства Союза ССР по внешней торговле;

е) изучают общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания торгового представительства, с точки зрения интересов внешней торговли Союза ССР, и дают соответствующую информацию Министерству Внешней Торговли, Министерству по Иностранным Делам, другим заинтересованным ведомствам и хозяйственным организациям Союза ССР, а также информируют организации, учреждения и предприятия страны пребывания торгового представительства о хозяйственных и торговых условиях Союза ССР.

Проводя торговые операции, торговые представительства пользуются всеми необходимыми для этого правами и, в частности, могут от имени Союза ССР совершать всякого рода договоры и сделки, выдавать обязательства, в том числе вексельные, и поручительства, заключать соглашения о передаче споров на разрешение третейских судов, вступать в мировые соглашения и вообще совершать все юридические действия, необходимые для осуществления задач, возложенных на торговые представительства законами Союза ССР, в том числе выступать перед иностранными судебными органами в качестве истца; в качестве ответчика торговые представительства могут выступать перед иностранными судебными органами лишь по спорам, вытекающим из торговых сделок, заключенных торговым представительством в данной стране, и притом только в тех государствах, в отношении которых Правительство Союза ССР путем международного договора или путем одностороннего заявления, доведенного до сведения прави­тельства данного государства, выразило согласие на подчинение торгового представительства местному суду по означенным спорам.

Исходя из стремления всемерно облегчить деятельность торговых представительств за границей, Советский Союз в торговых договорах с иностранными государствами допускает оговорку о подчинении споров по торговым сделкам, заключенным или гарантированным торговым представительством на территории иностранного государства, местным судам, если в самих сделках не содержится условий о третейском разбирательстве или иной подсудности споров по этим сделкам.

Возможность такого рода оговорки имеет большое значение для иностранных фирм, слабо знающих советское законодательство и предпочитающих разрешать споры по заключенным ими сделкам по законам и обычаям своей страны.

Однако надо сказать, что во многих наших внешнеторговых сделках содержится оговорка об арбитражном разбирательстве споров, вытекающих из такого рода сделок, и деятельность в этом

31


отношении Арбитражной Комиссии Всесоюзной Торговой Палаты получила широкое признание за границей.

Договоры и сделки, заключаемые торговыми представительствами, как органами, особо на то уполномоченными советским государством, рассматриваются как договора и сделки, заключенные от имени Советского государства, и поэтому по обязательствам торговых представительств ответственность несет казна Союза ССР.

Это обстоятельство придает особый вес всем внешнеторговым сделкам, на которых стоят подписи советского торгового представителя.

Контрагенты имеют полную гарантию того, что все обязательства торгового представительства будут выполнены.

Право подписания сделок и выдачи доверенностей на совершение операций по внешней торговле определяется особыми постановлениями Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР, изданных в 1930 г. (С. 3. 1930 г., отдел 1-й, №56, ст. 583), 1932 г. (С. 3. 1932 г., №20, ст. 119) и в 1935 г. (С. 3. 1936 г., отдел 1-й. №1, ст. 459).

Этими постановлениями установлено, что «договоры по внеш­ней торговле, совершаемые за границей от имени торгового представительства Советского Союза и его отделений, выдаваемыэ им за границей векселя, всякого рода денежные обязательства и доверенности действительны лишь при условии их подписания двумя лицами. Одним из них должен быть торговый представитель, его заместитель или по уполномочию торгового представителя лицо, возглавляющее отделение торгового представительства, а другим — одно из лиц, из состава данного торгового представительства, поименованного в особом списке, утвержденном Министром внешней торговли Союза ССР и представленном в Совет Министров Союза ССР.

Список лиц, имеющих право подписания обязательств от имени торгового представительства Советского Союза и его отделений, сообщается правительству страны пребывания торгового представительства и публикуется для всеобщего сведения в соответствующем органе печати этой страны».

Торговые представительства Советского Союза имеют право подписывать в соответствующей стране сделки по внешней торговле на сумму, в каждом отдельном случае, до 400 тыс. руб., а свыше 400 тыс. руб. с предварительного разрешения в каждом отдельном случае Министра внешней торговли Союза ССР или его заместителя (Постановление ЦИК и СНК СССР от 8/XII 1936 г., С. 3. 1936 г., № 62, ст. 459).

Что же касается договоров по внешней торговле, совершаемых от имени советских хозяйственных организаций, пользующихся правом самостоятельного выхода на внешний рынок, а равно выдаваемых им за границей векселей и всякого рода обязательств,

32


то они могут выдаваться при наличии у этих хозяйственных организаций специальных на то доверенностей.

Эти доверенности выдаются по особым, в каждом отдельном случае, разрешениям Министерства Внешней Торговли Союза ССР, а в случае выдачи доверенности за границей — с разрешения соответствующих торговых представительств Союза ССР.

Исключение из этого общего правила сделано только для Государственного банка и Банка для внешней торговли Союза ССР, для которых таких особых разрешений Министерства Внешней Торговли не требуется.

Разного рода действия по внешней торговле: доверенности, договоры, векселя, денежные обязательства и т. д., совершаемые с нарушением правил, установленных советским законодательством, относительно порядка подписания сделок и выдачи доверенностей на совершение операций по внешней торговле признаются нашим законом недействительными, и по ним казна Советского Союза ответственность не несет.

В настоящее время Советский Союз имеет торговые представительства в следующих иностранных государствах: в Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Греции, Дании, Иране, Китае, Монгольской Народной Республике, Норвегии, Румынии, Турции, Финляндии, Франции, Швеции, Югославии, Чехословакии, Японии, Швейцарии, Польше, Австрии, Аргентине, Италии, Нидерландах.

Советники по торговым делам имеются при дипломатических миссиях Союза ССР в следующих странах: Египте, Канаде, Колумбии, Мексике, Уругвае и торговые атташе: в Австралии, Албании, Индии, Венецуэле, Ираке, Кубе, Новой Зеландии, Сирии и Ливане, Эфиопии и в Южно-Африканском Союзе.


33

На главную страницу   Оглавление
Hosted by uCoz