Д.А.АЛЕКСАНДРОВ, С.С.ДМИТРИЕВ

ТАМОЖЕННОЕ
ДЕЛО В СССР

На главную страницу   Оглавление

ГЛАВА III

ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СССР

1. Индустриализация страны — важнейшая задача социалистического строительства

Вожди большевистской партии и Советского государства Ленин и Сталин всегда неустанно подчеркивали значение индустриализации страны, как важнейшей задачи социалистического строи тельства.

Тяжелая промышленность является основой индустриализации страны; поэтому восстановление и развитие тяжелой промышленности занимали главное место в хозяйственных планах Советского государства.

Тяжелая промышленность была ключом к подъему всего народного хозяйства; поэтому восстановление и развитие тяжелой промышленности были положены в основу осуществления первого пятилетнего народнохозяйственного плана.

«Но восстановление и развитие тяжелой индустрии, особенно в такой отсталой и небогатой стране, какой была наша страна в начале пятилетки, является самым трудным делом, ибо тяжелая индустрия требует, как известно, громадных финансовых затрат и наличия известного минимума опытных технических сил, без чего, вообще говоря, невозможно восстановление тяжелой индустрии.

Знала ли об этом партия и отдавала ли себе в этом отчет? Да, знала. И не только знала, но заявляла об этом во всеуслышание. Партия знала, каким путем была построена тяжелая индустрия в Англии, Германии, Америке. Она знала, что тяжелая индустрия была построена в этих странах либо при помощи крупных займов, либо путем ограбления других стран, либо же и тем и другим путем одновременно. Партия знала, что эти пути закрыты для нашей страны. На что лее она рассчитывала? Она рассчитывала на собственные силы нашей страны. Она рассчитывала на то, что, имея советскую власть и опираясь на национализацию земли, про­ мышленности, транспорта, банков, торговли, мы можем проводить строжайший режим экономии для того, чтобы накоплять доста­точные средства, необходимые для восстановления и развития тяжелой индустрии. Партия прямо говорила, что это дело потребует серьезных жертв и что мы должны пойти на эти жертвы открыто и сознательно, если хотим добиться цели. Партия рас-

34


считывала поднять это дело внутренними силами нашей страны без кабальных кредитов и займов извне»¹.

Как известно, партия блестяще справилась с организацией выполнения первого пятилетнего народнохозяйственного плана и тем самым заложила прочную базу для технико-экономической независимости СССР от капиталистических стран.

В решении этой задачи важное место принадлежит внешней торговле Союза ССР. Советская внешняя торговля всегда строилась и строится исходя из интересов социалистического строительства в наглей стране.

Экспорт товаров из СССР преследует цель обеспечить возможность закупки необходимых для народного хозяйства средств производства и сырья в ассортименте, соответствующем требованиям народнохозяйственного плана.

В силу особенностей нашего социалистического хозяйства, в силу организующего значения народнохозяйственных планов, в СССР не действует закон анархии производства — этот бич капиталистического хозяйства.

Советский внутренний рынок все время растет и в состоянии полностью потребить производимую в стране промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Если капиталистический мир при помощи внешней торговли пытается разрешить свои противоречия и все время находится в состоянии ожесточенной борьбы за внешние рынки, то Советский Союз захватом внешних рынков не интересуется и рассматривает внешнюю торговлю только как источник получения необходимых для народного хозяйства товаров. Чтобы иметь возможность ввозить необходимые для нас товары, мы вынуждены продавать свои товары, и наш экспорт направлен на решение именно этой задачи.

«Мы, — указывал товарищ Сталин в беседе с американским журналистом Дюранти, — величайший в мире рынок и готовы заказывать и оплатить большое количество товаров. Но нам нужны благоприятные условия кредита и, более того, мы должны иметь уверенность в том, что сможем платить. Мы не можем им­ портировать без экспорта, потому что не хотим давать заказов, не имея уверенности, что сможем платить в срок».

Советский Союз в силу особенностей социалистического хозяйства ведет свою внешнюю торговлю в размерах, определяемых нуждами своего планового хозяйства.

Хозяйственное строительство Советского государства могло развернуться только после окончания гражданской войны; поэтому в годы гражданской войны обороты нашей внешней торговли были крайне незначительны, но с 1921 г. они начинают быстро возрастать и в годы первой пятилетки достигли наибольших размеров, доходя в 1930 г. до 9176,8 млн. руб. против 131.8 млн. руб. в 1920 году.


  ¹ И.Сталин, Итоги первой пятилетки, стр. 16, 17.

35


Сначала внешняя торговля Советской России была преимущественно торговлей с примыкающими к ней Балтийскими странами. Эти страны были в то время основными каналами для советского импорта и экспорта и являлись главными посредниками в нашей торговле со странами Европы.

В последующем роль этих стран в ввозе и вывозе СССР сократилась. Капиталистические страны вынуждены были признать Советский Союз и встать на путь непосредственных экономических связей с ненавистным им Советским государством. Прибалтийские страны перестали играть роль посредников в торговле СССР с другими странами и заняли место, обусловленное непосредственными экономическими связями СССР с этими странами.

Царская Россия с ее отсталым хозяйством вывозила значительно больше, нежели вывозит Советский Союз, несмотря на то, что Советский Союз располагает несравненно большими товарными массами, чем царская Россия. Это объясняется тем, что социалистическое хозяйство создало базу для роста благосостояния населения, и производство промышленной и сельскохозяйственной продукции не поспевает за возрастающими требованиями населения.

Товарищ Сталин в своем выступлении на предвыборном собрании Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 г. привел сравнительные данные о производстве важнейших товаров в старой России и в Советском Союзе:

«Что касается 1940 года, то в течение этого года в нашей стране было произведено: 15 миллионов тонн ч у г у н а, т. е. почти в 4 раза больше, чем в 1913 году; 18 миллионов 300 тысяч тонн с т а л и, т. е. в 4 с половиной раза больше, чем в 1913 году; 166 миллионов тонн у г л я , т. е. в 5 с половиной раза больше, чем в 1913 году; 31 миллион тонн н е ф т и, т.е. в 3 с половиной раза больше, чем в 1913 году; 38 миллионов 300 тысяч тонн т о в а р н о г о з е р н а, т.е. на 17 миллионов тонн больше, чем в 1913 году; 2 миллиона 700 тысяч тонн х л о п к а - с ы р ц а, т. е. в 3 с половиной раза больше, чем в 1913 году».

Эти данные о росте производства при сокращенном, по сравнению с дореволюционным периодом, вывозе товаров за границу свидетельствуют с особенной силой о том, что внутренний рынок Советского Союза беспрерывно расширяется и наше социалистическое хозяйство от мирового рынка не зависит. Советский Союз без помощи извне, собственными силами добился такого расцвета своего народного хозяйства, что по объему своей промышленной продукции занял первое место в Европе.

Осуществление такого грандиозного роста производства в СССР в течение 13 лет — ибо только с 1928 г., т. е. с начала первой пятилетки, Советский Союз мог вплотную приступить к разрешению задачи превращения нашей страны из аграрной в индустриальную, — является поистине беспримерным в истории человеческого общества.

36


Внешняя торговля Советского Союза способствовала осуществлению этого грандиозного дела.

За период первой пятилетки в СССР из-за границы было ввезено машин и оборудования на сумму свыше восьми миллиардов рублей, из которых подавляющая часть для нужд тяжелой промышленности.

С 1924 по 1931 г. включительно в Советский Союз было ввезено 86 тыс. тракторов.

Затратив на строительство и оборудование собственных тракторных заводов около 320 млн. руб., мы наладили собственное массовое производство тракторов. В 1940 г. на бескрайних просторах колхозных и совхозных полей использовались 523 тыс. тракторов, изготовленных на советских заводах, т. е. почти в 7 раз больше тракторов, чем мы ввезли за 8 лет.

В настоящее время мы располагаем мощной тракторной промышленностью, полностью удовлетворяющей все наши потребности в тракторах.

Завоз импортного оборудования способствовал развертыванию отечественного производства средств производства. Крупнейшие предприятия страны, строившиеся в годы первой пятилетки: Горьковский автозавод, автозавод имени Сталина, Шарикоподшипниковый завод имени Кагановича, Днепропетровская государственная электрическая станция и др., строились и развертывали свою работу с помощью импортного оборудования.

Завозя импортное оборудование, мы создавали отечественную промышленность и подготовляли освобождение страны в техникоэкономическом отношении от иностранной зависимости.


2. Изменения в структуре внешней торговли СССР

Структура импорта в период первой пятилетки и последующих лет прямо связана с последовательно проводимым в стране курсом на индустриализацию. В 1931 г. в составе импорта мы имели сель­ скохозяйственных машин, тракторов и деталей к ним на сумму 463,9 млн. руб., автотранспорта на 164,4 млн. руб., а в 1938 г. соответственно с.-х. машин и тракторов ввезли всего лишь на 300 тыс. руб. и автомашин на 1,8 млн. руб., так как потребность в них покрывалась отечественным производством, и завоз ограничивался покупкой лишь технических новинок.

Весьма характерны цифры о ввозе хлопка. В 1913 г. Россия ввезла 197 тыс. т хлопка, т. е. .значительная часть сырья для текстильной промышленности была предметом импорта, а в 1938 г. СССР ввез всего лишь 16 тыс. т хлопка, т. е. в 12 раз меньше. СССР расширил внутреннее производство хлопка в 3 с лишним раза по сравнению с царской Россией, и в отношении хлопка стал независимым от других стран. Не менее характерны данные о ввозе красителей, этой важной отрасли современной химической промышленности. Если в 1913 г. красителей было ввезено 54,7 тыс. т на сумму 68,4 млн. руб., то в 1938 г. красителей было

37


ввезено всего лишь 500 т на сумму 7,5 млн. рублей. Как известно. Советский Союз создал заново мощную химическую промышленность и перестал нуждаться в завозе многих химических продуктов, в том числе и красителей.

Как уже указывалось выше, наибольший объем нашего импорта относится к годам первой пятилетки. Разрешая задачу индустриализации страны, СССР широко проводил закупки необходимых для этой цели оборудования и промышленного сырья. Огромный импорт для нужд первой пятилетки требовал для своего покрытия денежных средств, а основным источником этого покрытия мог быть только соответственно возросший экспорт товаров высокого качества, способных выдержать конкуренцию на внешнем рынке. Эта задача решалась в трудных условиях мирового экономического кризиса. Несмотря на это, Советский Союз в силу преимуществ монополии внешней торговли сумел значительно расширить свой экспорт в условиях резкого сокращения оборотов мировой торговли (на 2/3 по стоимости и свыше чем на 25% по физическому объему).

В период мирового экономического кризиса покупательная способность капиталистических стран катастрофически упала. Валюты потеряли доверие, и борьба за рынки сбыта приняла необычайные по своей ожесточенности формы.

В этой борьбе широко использовались таможенный и административный сверхпротекционизм. Уродливо расширялась практика применения лицензий (разрешительно-запретительная система) .

Ввоз товаров стал широко контингентироваться, причем это контингентирование (установление твердых количеств товаров, допускаемых к ввозу в ту или иную страну) использовалось как одно из острейших орудий протекционизма нового времени, т. е. наступательного протекционизма.

Использование валюты для нужд внешней торговли ограничивалось и строго контролировалось соответствующими правительственными органами.

Ко времени мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. относится также применение нового метода расчетов по внешнеторговым операциям без перевода валюты, так называемой системы клиринга. Сюда же следует отнести и практику компенсационных сделок товар за товар.

Советский Союз успешно разрешил задачу завоза импортного оборудования в годы первой пятилетки на огромную сумму — в 16,4 млрд. руб. Из этой суммы 85% падает на средства производства, причем на долю машин и оборудования приходится примерно 50°/о всего импорта.

Соответственно импорту развивался и экспорт Советского Союза.

В результате успешного осуществления первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, чему, как указывалось выше, способствовала также наша внешняя торговля. Советский

38


Союз добился технико-экономической независимости от капиталистических стран и создал заново целый ряд отраслей промышленности в невиданных для Европы масштабах.

Мы создали черную металлургию — основу индустриализации страны, тракторную промышленность и промышленность сельскохозяйственного машиностроения, столь важные для дела социалистической реконструкции сельского хозяйства, автомобильную промышленность, имеющую исключительное значение для страны, занимающей такую огромную территорию, как наша.

Мы создали станкостроение, являющееся базой для дела технического перевооружения всей промышленности, и химическую промышленность, без которой в настоящее время нельзя обеспечить технико-экономической независимости.

Мы создали также мощную авиационную промышленность. Советский Союз резко увеличил производство электроэнергии, повысил добычу нефтяных продуктов и угля. Мы стали страной самой крупной промышленности в Европе.

Советский Союз не нуждается во внешнем рынке, как в средстве разрешения проблемы сбыта продукции.

Наше плановое хозяйство и на базе его неуклонно растущий внутренний рынок гарантируют нас от уродливого явления капиталистического общества — перепроизводства товаров. Это перепроизводство имеет относительный характер, так как спрос на товары в капиталистическом обществе фактически имеется, но население недостаточно платежеспособно, и его покупательная способность отстает от предложения. Промышленные и сельско­хозяйственные кризисы, вызванные перепроизводством товаров, являются плодом анархии и бесплановости капиталистического производства.

Капиталистические страны пытаются использовать внешний рынок как средство разрешения внутренних противоречий, в частности решающего противоречия между общественным характером труда и частным характером присвоения.

Капиталистические страны не могут обойтись без вывоза своих товаров и всячески стремятся этот вывоз расширить, не гнушаясь никакими средствами борьбы для приобретения новых внешних рынков. .

США вывозят до 10% всей своей продукции и развивают в настоящее время исключительную энергию в поисках новых рынков.

Вывоз Англии составлял перед второй мировой войной до 25% ее промышленной продукции. Выйдя из войны с расстроенным хозяйством и с возросшим национальным долгом, Англия официально провозгласила в качестве основного средства своего экономического оздоровления увеличение экспорта по сравнению с довоенным уровнем не меньше чем на 75 %. Лейбористское правительство не находит, да и найти не может, иного выхода из хозяйственных трудностей Англии, ибо не сходит в своей деятельности с капиталистических рельс, хотя и кокетничает социалистическими фразами.

39


Германия всегда считалась торгующей нацией и до своего разгрома объединенными силами союзников во главе с Советским Союзом вывозила до 30% своей промышленной продукции.

Такие же страны, как Бельгия, Дания, все свое экономическое благополучие строили на внешней торговле. Бельгия вывозила до 50%, Дания — до 54% своей продукции.

Дореволюционная Россия также не могла обойтись без внешних рынков и вывозила до 12% своей продукции.

Внешняя торговля Советского Союза, обслуживая нужды социалистического строительства, в то же время отражает его успехи в области хозяйственного развития.

Знаменательные изменения, происшедшие за последние годы в структуре экспорта и импорта нашей торговли, определяются, в первую очередь, успехами социалистического строительства.

Создав собственную могучую промышленность, Советский Союз теперь уже не нуждается в ввозе машин и оборудования в таких размерах, как в годы первой пятилетки.

С 1934 г. СССР совершенно прекратил ввоз с.-х. машин и тракторов, химических удобрений и ряда химических продуктов, газетной бумаги и многих других товаров.

Из машин и оборудования мы ввозим, главным образом, технические новинки и не нуждаемся в ввозе серийных машин и оборудования, так как гиганты нашей машиностроительной промышленности: Уральский машиностроительный завод, Тагильский, Луганский, Краматорский заводы, Московский шарикоподшипниковый завод и многие другие обеспечивают во все увеличивающемся размере необходимым оборудованием и машинами нашу промышленность и сельское хозяйство.

В нашем ввозе занимают теперь большое место полуфабрикаты и промышленное сырье, как-то: цветные металлы, качественные стали, прокат, каучук, шерсть, джут, сизаль, а также товары, предназначенные для удовлетворения потребительских нужд населения, в том числе кофе, какао, фрукты и т. д.

Коренным образом изменилась структура нашего экспорта; если в дореволюционной России продукция сельского хозяйства имела в экспорте первенствующее значение и составляла 70 %, то в экспорте СССР мы имеем диаметрально противоположное соотношение: 65—70% всего объема советского экспорта падает на продукцию промышленности. Многие товары, которые раньше были предметами нашего импорта, производятся у нас теперь в таких масштабах, что они уже не только покрывают потребность в них на внутреннем рынке, но являются довольно значитель­ ными статьями нашего экспорта. К таким товарам относятся: пушнина выделанная, черные металлы, рельсы, проволока, сода каустическая, хромпик, карбид кальция, медикаменты, кинофильмы, сельскохозяйственные удобрения, сельхозмашины, швейные машины, тракторы, автомобили, электролампы, промышленное оборудование.


40

На главную страницу   Оглавление
Hosted by uCoz