Д.А.АЛЕКСАНДРОВ, С.С.ДМИТРИЕВ

ТАМОЖЕННОЕ
ДЕЛО В СССР

На главную страницу   Оглавление

ГЛАВА IV

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
И ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОЮЗА ССР

1. Понятие о таможенно-тарифной политике, таможенных пошлинах и тарифах

Таможенно-тарифная политика имеет своей задачей защиту торговых и экономических интересов соответствующего государства. Важнейшими средствами таможенно-тарифной политики являются таможенные пошлины и всякого рода иные сборы при ввозе и вывозе товаров. Таможенно-тарифная политика находит свое отражение в законодательных актах, таможенном тарифе, правительственных распоряжениях, в правилах, издаваемых соответствующими министерствами, а также в торговых договорах и соглашениях, заключаемых с иностранными государствами.

Таможенными пошлинами именуются сборы, взимаемые государством с товаров, привозимых из-за границы и вывозимых за границу. Перечень товаров с указанием, в каких размерах начисляется на них таможенная пошлина, называется таможенным тарифом.

Таможенные тарифы подразделяются на привозные или импортные и на вывозные или экспортные. Ради удобства пользования тарифами последние подразделяются обыкновенно на несколько отделов, каждый из которых объединяет известную группу товаров (например: продовольственные товары, товары животного происхождения, химические продукты и т. д.). Отделы в свою очередь составляются из некоторого числа статей, часто подразделенных на пункты и литеры. В некоторых странах тарифы ранее составлялись в алфавитном порядке, но разбросанность по всему тарифу однородных товаров различных наименований затрудняло его применение. В других странах таможенные тарифы составлялись по нисходящей или восходящей линии, т. е. сначала шли товары беспошлинные, затем товары, облагаемые наиболее низкими ставками пошлин, и в последнюю очередь перечислялись товары, облагаемые наиболее высокими ставками пошлин, или же наоборот. Наиболее удобными для пользования тарифами являются такие, в которых товары систематизированы по группам, объединяющим товары, однородные по происхождению, по способу производства или по признаку назначения.

Вывозные таможенные тарифы появились значительно раньше ввозных и в свое время имели большое фискальное значение. С развитием капитализма эти тарифы постепенно теряли свое значение. В настоящее время экспортные пошлины, как правило, взимаются лишь в тех случаях, когда страна заинтересована в

41


ограничении вывоза тех или иных товаров. Так, например, во многих странах до второй мировой войны вывозными таможенными пошлинами облагались предметы старины и искусства.

Импортные или привозные тарифы, наоборот, получили особенно большое значение в последний период.

Тарифы бывают автономными и конвенционными. Автономным таможенным тарифом называется такой тариф, повышение или понижение пошлинных ставок которого государство производит самостоятельно — автономно. Иначе говоря, автономный таможенный тариф устанавливается отдельным государством и не связан какими-либо договорами или конвенциями, заключенными с иностранными государствами.

Противоположным автономному таможенному тарифу является тариф конвенционный или договорный, ставки пошлин которого обусловлены договорами или конвенциями, заключен ными между двумя или более государствами.

В ряде государств имеются так называемые диференциальные таможенные тарифы.

Диференциальный таможенный тариф устанавливается государством для поощрения ввоза товаров из-за границы через определенные пункты или участки государственной границы.

В этих целях на товары, ввозимые через эти участки или пункты границы, диференциальные тарифы устанавливают скидки с пошлинных ставок, иногда в значительных размерах.

Такой диференциальный тариф был установлен в России в отношении товаров, провозимых через Мурманский порт, вскоре после окончания строительства Мурманской железной дороги.

Таможенные пошлины бывают фискальными, протекционистскими и запретительными.

Фискальными таможенными пошлинами называются такие пошлины, которые вводятся в целях пополнения доходов государственной казны. Фискальные пошлины поэтому устанавливаются обычно на привозные товары массового потребления.

Протекционные или покровительственные пошлины устанавливаются с целью защиты своей отечественной промышленности или сельского хозяйства или их отдельных отраслей от иностранной конкуренции путем введения высоких таможенных пошлин на иностранные товары, производимые также отечественной промышленностью, и низких пошлин на сырье, необходимое для отечественной промышленности.

Запретительными таможенными пошлинами называются такие пошлины, ставки которых настолько высоки, что привоз ино странных товаров в страну становится коммерчески невыгодным.

В некоторых странах имеются и другие виды таможенных пошлин: преференциальные (Великобритания), антидемпинговые (США), статистические (Франция), дорожные (Иран).

Преференциальные таможенные пошлины устанавливаются для товаров, ввозимых из стран, торговля с которыми предпочитается. Ставки преференциальных пошлин обычно значительно ниже

42


ставок на такие же товары, ввозимые из других стран. Наиболее ярко выраженными преференциальными пошлинами являются ставки английского преференциального тарифа по торговле с английскими доминионами. Установление преференциальных таможенных пошлин для одной или нескольких стран представляет собой дискриминацию для других стран, на которые эти префе ренции не распространяются.

Антидемпинговые пошлины, как явствует из их названия, применяются к товарам, которые признаны демпинговыми. Ставки этих пошлин по существу являются сверх-запретительными. Установление антидемпинговых пошлин также представляет собой дискриминацию, так как государство, установившее у себя антидемпинговые пошлины, может произвольно подвести под дей ствие их товары любой другой страны.

Роль статистических и дорожных пошлин ограничена. Само название этих пошлин показывает, что первые устанавливаются лишь как контрольные, для более тщательного учета поступающего в страну товара, а вторые — в целях дополнительного увеличения государственного дохода.

В погоне за высокими прибылями монополистический капи­ тал взвинчивает цены внутреннего рынка, ограждая его от конкурентных товаров путем высоких таможенных барьеров. Извлекая таким путем сверхприбыль, монополисты переходят в наступление на внешних рынках посредством демпинга, продавая товары по бросовым ценам. Протекционизм, который раньше за щищал национальную промышленность и носил, собственно го воря, оборонительный характер, превратился в эпоху империа лизма в наступательный протекционизм. Бросовые цены преодолевали таможенные барьеры других стран и помогали внедрять товары данной страны на рынке других стран по ценам ниже, чем цены внутреннего рынка этих стран, а иногда и ниже стоимости их производства. Разница между бросовыми ценами и издержками производства компенсировалась с помощью монопольных, непомерно вздутых внутренних цен, а также с помощью государственных премий на экспортные товары.

В период империализма таможенно-тарифные системы весьма усложнились.

Повышение ставок таможенных пошлин сопровождалось де тализацией тарифов, что заостряло их наступательное значение, так как позволяло направить острие выросших ставок тарифа против наиболее важных для конкурента товаров.

Вместо сотен позиций в тарифах Франции, Германии и других стран появились тысячи, причем некоторые тарифные позиции так формулировались, что под них могли подпасть товары только определенной страны.

Кроме обычных ставок таможенных пошлин появились такие изобретения империализма, как карательные пошлины, направленные против отдельных стран. В целях поощрения экспорта вводились новые льготные ввозные пошлины на сырье и полу-

43


фабрикаты при условии их переработки на экспорт, вводились экспортные премии. Во время войны таможенные тарифы ото двигались на второй план; на первое место выдвигались административные мероприятия, так как правительства воюющих стран регламентировали внешнюю торговлю и держали под правительственным контролем ввоз и использование стратегически ценных товаров.

В связи с послевоенным экономическим кризисом 1920—1921 гг. в капиталистических странах помимо таможенных барьеров стали использовываться новые формы протекционизма, в част ности «контингентирование», при котором ввоз некоторых товаров разрешался только в количествах, установленных правительственными органами (Франция, Италия, Германия), и полный запрет импорта некоторых товаров, например, ввоз красителей в Англию.

Вместе с этим продолжалось дальнейшее повышение тамо женных тарифов.

Судя по данным Лиги Наций, опубликованным в 1927 г., им портные пошлины составляли: в США свыше 25 % к общей стоимости всего импорта и соответственно в Польше, Венгрии, Аргентине — 25 %, в Канаде, Италии — до 25 % , в Германии и Франции — до 15 % .

Разразившийся в 1929 г. мировой экономический кризис породил дальнейшее обострение международных отношений.

Товарищ Сталин, касаясь в своем докладе XVII съезду партии последствий этого мирового экономического кризиса, указывал: «Усиление борьбы за внешние рынки, уничтожение последних остатков свободной торговли, запретительные таможенные пошлины, торговая война, война валют, демпинг и многие другие аналогичные мероприятия, демонстрирующие крайний национализм в экономической политике, обострили до крайности отношения между странами, создали почву для военных столкновений и: поставили на очередь войну, как средство нового передела мира и сфер влияния в пользу более сильных государств» ¹.

В этих условиях капиталистическим государствам было недостаточно одних таможенных барьеров. Правда, ввозные пошлины продолжали расти, и к 1935 г. общая сумма взысканных пошлин ко всей стоимости импорта составила в Германии около 27%, в Англии — 25%, во Франции — 26%, в США (к облагаемым товарам) — около 43%, в Аргентине — 29% и т. д.

Таможенные тарифы использовались не только в целях защиты отечественной промышленности и пополнения государственных бюджетов, но и для содействия судоходству и экспорту через фонды и специальные надбавки для этих целей к таможенным пошлинам. Кроме того таможенные тарифы использовались также для образования экономических блоков


  ¹ И. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 10-е. Отчетный доклад XVII Съезду партии, стр. 544.  

44


и ведения таможенных войн через преференциальные и карательные пошлины.

Англия, дольше всех державшаяся политики свободной торговли, под ударом кризиса 1929 г. порвала с этой политикой, что нашло отражение в изданном в июле 1930 г. манифесте лондонских банкиров, в котором говорится:

«Горькое разочарование всего мира в таможенном вооружении должно побудить английское хозяйство отказаться от принципов свободной торговли и искать рынки сбыта для своих товаров, в первую очередь, в составных частях Британской Империи, заключив с этой целью торговые договоры с доминионами, предварительным условием для которых должно явиться введение пошлин для всех других импортирующих стран».

В 1932 г. это требование лондонских банкиров было выполнено в решении Оттавской имперской конференции. При помощи 12 двусторонних торговых соглашений вся Британская им перия была объединена особыми льготами для товаров английских доминионов и противопоставлена всему остальному миру.

Широкое распространение получили упоминавшееся выше контингентирование импорта, а также лицензионная система, при которой ввоз товара допускается только при наличии специального на то разрешения, причем выдача этих разрешений — лицензий обставляется различного рода рогатками.

Многие капиталистические страны стали практиковать выдачу экспортных премий по важнейшим товарам своего экспорта.

Введение в связи с крахом валют ограничений и запретов вывоза валюты и золота также препятствовало ввозу товара. Все эти и подобные мероприятия и составляют арсенал сверхпротек ционизма, характерного для экономической политики капиталистических стран периода империализма.

Буржуазия пыталась использовать этот арсенал в борьбе против Советского Союза на внешнеторговом фронте.

Для понимания зигзагов торговой политики капиталистических стран в отношении СССР — от наскоков и дискриминаций к стремлению увеличить товарооборот — очень много дает изве стное указание товарища Сталина в его докладе XVI Партсъезду о борьбе двух тенденций в капиталистическом мире, в его отношении к Советскому Союзу: «каждый раз, когда капиталистические противоречия начинают обостряться, буржуазия обращает свои взоры в сторону СССР: нельзя ли разрешить то или иное противоречие капитализма, или все противоречия, вместе взятые. за счет СССР, этой страны Советов, цитадели революции, революционизирующей одним своим существованием рабочий класс и колонии, мешающей наладить новую войну, мешающей переделить мир по новому, мешающей хозяйничать на своем обширном внутреннем рынке, так необходимом капиталистам, особенно теперь, в связи с экономическим кризисом.

45


Отсюда тенденция к авантюристским наскокам на СССР и к интервенции, которая (тенденция) должна усилиться в связи с развертывающимся кризисом.

. . . Но интервенция есть палка о двух концах. Это в точности известно буржуазии. Хороню, думает она, если интервенция пойдет гладко и кончится поражением СССР. Ну, а как быть, если она кончится поражением капиталистов? Была ведь уже одна интервенция, которая кончилась крахом. Если первая интервенция, когда большевики были слабы, кончилась крахом, какая гарантия, что вторая не кончится также крахом? Все видят, что теперь большевики куда сильнее и экономически, и политически, и в смысле подготовки обороноспособности страны. А как быть с рабочими капиталистических стран, которые не дадут интервенировать СССР, которые будут бороться против интервенции и которые в случае чего могут ударить в тыл капиталистам? Не лучше ли пойти по линии усиления торговых связей с СССР, против чего и большевики не возражают?

Отсюда тенденция к продолжению мирных отношений с СССР»¹.

В первые годы после окончания гражданской войны капита листические государства пытались добиться отказа Советского Правительства от государственной монополии внешней торговли. Убедившись в безнадежности этих попыток, использовав безрезультатно такие средства борьбы, как золотая и кредитная блокады, буржуазия пыталась подорвать монополию внешней торговли отказом признать дипломатические права торговых представительств в части неприкосновенности зданий, используемых под служебные цели торгпредствами. Убедившись в том, что Советское государство рассматривает монополию внешней торговли как одну из своих незыблемых основ, буржуазия была вынуждена оформлять свои торговые отношения с нами применительно к советской системе государственной монополии внешней торговли. Наступившая затем полоса дипломатических признаний СССР способствовала заключению ряда торговых договоров и соглашений между нами и капиталистическими странами Европы. Но даже в условиях дипломатического признания Советскому Союзу приходилось с большими трудностями отвоевывать для себя права, казалось бы, общепринятые в международной торговле. Временно прямые наскоки на монополию внешней торговли заменились завуалированными методами борьбы.


2. Таможенное законодательство Союза ССР

В свете сказанного выше о значении монополии внешней торговли следует рассматривать роль и значение таможенного за конодательства Советского Союза. Основными законодательными актами по таможенному делу в СССР являются:


  ¹ Ленин и Сталин. Сборник произведений. Партиздат. стр. 432, 1937. 

46


а) Таможенный Кодекс Союза ССР, утвержденный постано влением ЦИК и СНК СССР от 19декабря 1928 г.,

б) свод таможенных тарифов Союза ССР.

Вся деятельность советских таможенных органов регулируется положениями Таможенного Кодекса, и последующими постановлениями и распоряжениями Советского Правительства, а также приказами и правилами, изданными на их основе Министерством Внешней Торговли и Главным Таможенным Управлением.

Таможенный Кодекс Союза ССР содержит основные положения об организации Управления таможенным делом на всей территории Советского Союза, регламентирует права и обязанности в области таможенного дела центральных органов и местных таможенных учреждений, а также устанавливает важнейшие правила осуществления таможенного контроля за прохождением через государственную границу Союза ССР всякого рода транспортных средств и всех грузов, включая пассажирский багаж и международные почтовые отправления.

Таможенный Кодекс Союза ССР состоит из четырех отделов, которые в свою очередь подразделяются на главы, а последние состоят из статей и пунктов.

Эти отделы Таможенного Кодекса следующие: отдел первый — «Организация таможенного управления», отдел второй — «О таможенных операциях», отдел третий — «О контрабанде, взысканиях за нее и о производстве дел о контрабанде» и отдел четвертый «О порядке взыскания таможенных пошлин и сборов, а также штрафов за нарушения таможенных постановлений».

Согласно статье первой Таможенного Кодекса:

«Управление таможенным делом на всей территории Союза ССР принадлежит Министерству Внешней Торговли Союза ССР, осуществляющему эту задачу через входящее в его состав Главное Таможенное Управление». В капиталистических странах таможенные органы обычно входят в состав Министерства финансов.

Эта особенность советского управления таможенным делом закономерно вытекает из особенностей организации внешней торговли Советского государства.

Таможенные органы Советского государства, в первую очередь, призваны охранять незыблемость государственной монополии внешней торговли, а ее осуществление возложено Конституцией Союза ССР на Министерство Внешней Торговли.

Охрана монополии внешней торговли, как основная задача наших таможенных органов, является руководящей идеей Советского Таможенного Кодекса.

Статья вторая Таможенного Кодекса, трактующая этот вопрос, гласит следующее:

«Таможенные учреждения Союза ССР осуществляют, на основаниях, установленных в настоящем Кодексе, фактический контроль за выполнением постановлений о государственной моно-

47


полии внешней торговли, взимают таможенные сборы и совершают все другие таможенные операции».

Таким образом, закон считает главной задачей таможенных учреждений Советского Союза экономическую охрану границ Советского государства, т. е. охрану социалистической монополии внешней торговли.

Значение охраны советской государственной монополии внешней торговли, как основного принципа нашей внешней торговой политики, подчеркивается также ст. ст. 25 и 26 Таможенного Кодекса, устанавливающими, что всякого рода грузы, переправляемые через границу Союза ССР, в том числе багаж: и почтовые отправления, пропускаются через границу на основании постановлений о государственной монополии внешней торговли, и только через таможенные учреждения.

Согласно нашему Таможенному Кодексу, грузы могут быть пропущены через границу только через таможенные учреждения. Грузы, следующие через границу с нарушениями постановлений о государственной монополии внешней торговли, т. е. без разрешений Министерства Внешней Торговли или с нарушением установленных им правил, задерживаются таможенными органами. Если эти грузы не были скрыты от таможенного контроля, распорядитель груза может в течение месяца вывезти груз обратно за границу (для грузов скоропортящихся этот срок ограничивается одной неделей). В случае, если эти грузы не будут вывезены обратно за границу, они поступают безвозмездно в собственность государства. Если груз был скрыт от таможенного контроля, то он конфискуется, как контрабанда, а виновные в этой контрабанде привлекаются к административной или уголовной ответственности, в зависимости от характера контрабанды.

Таким образом, Советское законодательство ставит передвижение грузов через границу под обязательный контроль таможенных учреждений, а последние осуществляют этот контроль исключительно с позиции обеспечения государственной монополии внешней торговли .

Таможенный Кодекс содержит лишь основные положения об организации таможенного дела в Советском Союзе. Выработка и установление правил в развитие отдельных положений, установленных Кодексом, возлагаются на Министерство Внешней Торговли.

Так, например: статья 28 Таможенного Кодекса СССР устанавливает, что приход судов из-за границы и уход их за границу разрешаются в тех пунктах, где находится таможенное учреждение или временные таможенные пункты. Порядок же таможенного приема и отпуска судов, согласно ст. 29 Кодекса, определяется правилами, утвержденными Министерством Внешней Торговли Союза ССР.

Таможенный Кодекс допускает (ст. 73) перевозку грузов по ж.-д. и морским путям для досмотра или оплаты пошлиной из одних таможенных учреждений в другие. Но правила этой пере-

48


возки устанавливаются Министерством Внешней Торговли по соглашению с Министерством Путей Сообщения и Министерством Морского Флота.

Таможенный Кодекс СССР содержит в себе указания на важность торговых соглашений Советского Союза с другими государствами и подчеркивает обязательность выполнения этих договоров. Одновременно Кодексом предусмотрена возможность особых санкций по отношению к товарам страны, не состоящей с нами в торгово-договорных отношениях или нарушившей эти отношения.

«В отношении грузов, привозимых из стран, с которыми не заключены торговые соглашения или с которыми такие соглашения нарушены, Министерством Внешней Торговли СССР по соглашению с Министерством по Иностранным Делам и Министерством Финансов СССР, могут быть устанавливаемы надбавки к существующим пошлинным ставкам. А беспошлинные грузы, привозимые из этих стран, могут быть облагаемы пошлиной» ¹ .

Внешняя политика Советского государства «есть политика сохранения мира и усиление торговых отношений со всеми странами» ² . В соответствии с этой политикой торговые договоры и соглашения Советского Союза с иностранными государствами строятся на принципе наибольшего благоприятствования. В качестве примера можно сослаться на торговый договор между СССР и Китайской Республикой, заключенный в Москве 16/VI 1939 г. В начале договора указывается, что «Правительство Советских Социалистических Республик и Национальное Правительство Китайской Республики, одушевленные желанием закрепить и развить отношения дружбы и торговые связи между обеими странами, решили заключить торговый договор, основанный на принципе равноправия, взаимности и обоюдного уважения к суверенитету».

Договор состоит из 15 статей, регулирующих различные отношения договаривающихся сторон в области торговли и судоходства. Через весь договор проходит красной нитью признание равенства сторон, что отражает обычную политику СССР в отношении всех других стран — больших и малых. Однако для Китая это обстоятельство имело особое значение, так как Китай в то время имел ряд торговых соглашений, где его суверенитет нарушался, в частности, таким неравноправным договором был договор с Англией.

Ст. 1-я договора непосредственно относится к таможенному режиму и может служить наглядным примером нашей таможенной политики.

«Произведения почвы и промышленности, происходящие и привозимые с территории одной из Договаривающихся Сторон, не будут подлежать при ввозе на территорию другой Стороны иному или менее благоприятному режиму в таможенном отношении.


  ¹Ст. 95 Таможенного Кодекса СССР.  
  ²Сборник «Ленин и Сталин», т. III. стр. 598. 

49


чем тот, который применяется или будет применяться к таким же произведениям, происходящим и ввозимым из любой третьей страны.

Равным образом, произведения почвы и промышленности, происходящие и вывозимые с территории одной из Договаривающихся Сторон с назначением на территорию другой Стороны, не будут подлежать при вывозе их иному или менее благоприятному режиму в таможенном отношении, чем тот, который применяется или будет применяться к таким же произведениям, вывозимым в любую третью страну.

Поэтому под предусмотренный выше в настоящей статье наиболее благоприятный режим, который предоставлен или может быть предоставлен в будущем любой третьей стране, будут под падать в частности:

а) таможенные пошлины, надбавки к ним, а также сборы всякого рода как по ввозу, так и по вывозу;

б) условия взимания упомянутых пошлин, надбавок и сборов;

в) таможенные формальности;

г) помещение товаров в склады; пользование для них тамо женными складами; нормирование прибытия и пребывания товара в таможенных и других публичных складах и выбытия из них;

д) способы проверки и анализа товаров; условия допущения ввоза товара или применения к нему льгот по таможенному
обложению в зависимости от состава товара, его чистоты, его санитарных качеств и т. п.;

е) таможенная классификация и толкование применяемых тарифов».

Таможенно-тарифная политика Советского Союза строилась применительно к различным этапам социалистического строительства.

В 1930 г. был утвержден новый тариф под наименованием «Свод Таможенных Тарифов Союза ССР».

Главное Таможенное Управление в 1939 г. переиздало этот «Свод Таможенных тарифов», включив в него все изменения в ставках, происшедшие со дня его утверждения. Этот Свод тарифов действует и поныне.

Из сказанного выше видно, что таможенно-тарифная политика Советского Союза направлена прежде всего к защите и укреплению экономической независимости нашей страны. Она является политикой, способствующей наиболее быстрому развитию производительных сил Социалистического государства и в первую очередь нашей индустрии.

Советская таможенно-тарифная система не содержит никаких дискриминаций против какого-либо государства. Однако советское законодательство в области внешней торговли предусматривает целый ряд таможенно-тарифных санкций против товаров тех стран, которые нарушают торговые соглашения с Советским Союзом или встают на путь дискриминации внешней торговли нашей страны.

 


50

На главную страницу   Оглавление
Hosted by uCoz