Д.А.АЛЕКСАНДРОВ, С.С.ДМИТРИЕВ

ТАМОЖЕННОЕ
ДЕЛО В СССР

На главную страницу   Оглавление

ГЛАВА VII

ПРИЕМ И ОТПУСК ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Протяженность границ Советского Союза, прохождение их в различных географических и климатических зонах предопределяют и виды транспортных средств, используемых для перевозки грузов во внешнеторговом грузообороте. Можно без преувеличения сказать, что всякий транспорт, начиная от самого древнего — вьючных животных — и до самого совершенного — воздушного, используется в таких перевозках. В таможенной практике советских таможенных учреждений все эти виды транспорта принимаются и отпускаются таможнями, т. е. досматриваются. Основная цель такого досмотра — не дать возможности проникновения в СССР или из СССР грузов и ценностей с нарушением действующих правил и положений о монополии внешней торговли, т. е. борьба с контрабандными способами их провоза.

Разберем порядок приема и отпуска транспортных средств по каждому отдельному их виду.


1. Пропуск через границу авто-гужевого транспорта

Авто-гужевые колонны и вьючные караваны, а также отдельные автомашины и повозки, следующие по грунтовым и шоссейным дорогам, пропускаются через границу круглые сутки, в те таможенные учреждения, в которых введена круглосуточная работа.

В таможенных же учреждениях, в которых не введена круглосуточная работа, транспорты с грузом пропускаются через границу только днем, от восхода до заката солнца, причем если таможенное учреждение расположено не на самой границе, то пропуск транспортов через передовой таможенный пункт производится с таким расчетом, чтобы они могли прибыть в таможенное учреждение днем, до наступления темноты.

Передовой таможенный пост на границе составляет для транспорта сопроводительный билет. Билет подписывается инспектором или контролером таможенного поста.

Этот билет содержит в себе следующие данные: порядковый номер билета, имя и фамилия старшего возчика или старшего на автоколонне, наименование получателя груза, наименование груза, общее количество мест груза, характер упаковки, путь следования транспорта до таможни и количество перевозочных средств (вьючных, повозок, автомашин). На обороте сопроводительного билета должно быть отпечатано обязательство об ответственности за нарушение таможенных правил, которое подписывается старшим по колонне или старшим возчиком.

78


Три раза в месяц (1, 11 и 21 числа) таможенные посты направляют при специальной описи дубликаты билетов в ту таможню, куда были по ним направлены транспорты для сверки поступления грузов по назначению.

После пропуска транспорта через границу и до приема грузов таможней транспорту воспрещается уклоняться от указанной в сопроводительном билете дороги, производить вскрытие или переукупорку мест, а также передачу их на другие транспорты, за исключением случаев крайней необходимости (поломка или порча перевозочных средств и т. п.).

Прием транспортов с грузами в таможнях производится в зависимости от режима, установленного на данном участке границы, а именно: в тех местах, где установлен порядок безлицензионного ввоза грузов, прием и проверка таковых производятся по накладным, фактурам или сопроводительным билетам таможенных постов.

Если перевозочные средства не принадлежат советским транспортным организациям, то они пропускаются под обязательство обратного возвращения их за границу в трехмесячный срок, а автомобили — в течение месячного срока.

Такие же обязательства отбираются у перевозчиков — владельцев животных (верблюдов, лошадей и т. п.).

Если лошади и верблюды принадлежат советским организациям и гражданам, то их пропуск за границу производится под обязательство обратного возвращения этих животных в трехмесячный срок.

Нарушение обязательств влечет за собой уголовное преследование, как за контрабанду.

При прохождении автогужевого транспорта через границу работники таможенных учреждений должны обращать особое внимание на то, чтобы кроме поименованных в транспортных документах грузов и транспортных средств никаких других предметов не ввозилось и не вывозилось.


2. Прием и отпуск железнодорожных поездов

Движение поездов через границу производится по расписанию, составленному Министерством Путей Сообщения по соглашению с Министерством Внешней Торговли. Об экстренных и дополнительных поездах начальник таможни предупреждается пограничной станцией не позже, чем за час до отправления таких поездов.

Прием пограничными таможнями приходящих из-за границы поездов производится немедленно по их прибытии, причем таможней принимаются все меры к скорейшему производству таможенных операций.

На приемку товарного поезда таможней назначается наряд в составе инспектора (старшего наряда) и 1—2 контролеров. Наряд выходит на приемку поезда совместно с нарядом Контрольно-

79


пропускного пункта пограничных войск. Для остановки товарного поезда выделяется специальное место, отведенное для этой цели по соглашению между начальником станции и начальником таможни.

Необходимый режим на станциях при приеме поездов заграничного следования обеспечивается силами железнодорожной администрации, КПП и таможни.

По прибытии поезда на пограничную станцию представитель станции вручает таможне передаточную ведомость со всеми приложенными к ней документами (ж.-д. накладными, вагонными листами и др.). Прием поезда производится по передаточной ведомости.

Совместно с представителем железной дороги и представителем КПП сотрудник таможни проверяет число и номера вагонов, их неповрежденностъ, а также целость пломб иностранных железных дорог и вместе с тем производит тщательный осмотр, не имеется ли где-либо в паровозе или вагонах скрытых мест, могущих служить для провоза всякого рода контрабандных грузов.

Если в поезде находятся платформы, груженные товарами, перевозимыми насыпью или в навалку, то такие платформы тщательно осматриваются (без выгрузки) для проверки, не скрыто ли между товарами каких-либо не значащихся в документах предметов.

О принятии и результатах проверки поезда и приложенных к передаточной ведомости документов делаются отметки на передаточной ведомости и копии ее за подписями сотрудника таможни и агента железной дороги.

Прибывшие из-за границы или отходящие за границу паровозы и вагоны подвергаются осмотру.

Осмотр паровозов и вагонов должен производиться с соблюдением всех технических условий, какие будут указаны агентом железной дороги, в целях устранения поломок или повреждений железнодорожного подвижного состава.

После полного таможенного оформления товарного поезда таможня дает разрешение на его отход с согласия КПП. Такое же разрешение дается и на отход пассажирского поезда. Разрешение на отход дается путем расписки дежурного сотрудника таможни в специальной книге у дежурного по станции.

Порядок разгрузки и охраны грузов на железнодорожных станциях определяется особыми правилами Министерства Внешней Торговли по соглашению с Министерством Путей Сообщения.


3. Прием и отпуск морских транспортных средств

Суда советского морского торгового флота заграничного плавания и плавающие под иностранными флагами могут заходить только в те порты СССР, где имеются таможенные учреждения.

До захода судна в порт оно подвергается санитарному осмотру.

80


Места для стоянки судов на время производства санитарного осмотра и таможенного приема устанавливаются управлением порта совместно с таможенным органом, контрольно-пропускным пунктом и саннадзором.

Для выполнения функций, возложенных на таможенные учреждения по приему судов, портовое управление обязано обеспечить их катерами и иными пловучими средствами.

Прием судов производится таможней совместно с Контрольно-пропускным пунктом пограничных войск в порядке их прибытия круглые сутки, причем пассажирские суда принимаются вне очереди. Первым на судно поднимается санитарный врач и до окон­чания санитарного осмотра и спуска карантинного флага вход на судно и выход с него никому не разрешается.

Досмотр судна осуществляется таможенным органом немедленно по окончании санитарного осмотра.

До начала таможенного досмотра капитан, судна обязан дать представителям таможенного учреждения письменное показание в котором указываются:

а) тип и название судна, флаг судна (национальный) и национальность владельца судна;

б) имя и фамилия капитана;

в) порты, в которых грузы были погружены, и порты, в которые грузы адресованы;

г) число коносаментов и других необходимых документов;

д) перечень грузов, перевозимых без коносаментов или других документов, как для данного порта, так и адресованных в другие порты, с указанием адресатов этих грузов;

е) перечень фондовых и валютных ценностей, принадлежащих судовой кассе, а также членам экипажа;

ж) перечень оружия, взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, находящихся на судне в числе грузов или в качестве предметов судового снаряжения;

з) опись имеющихся на судне предметов, судового снабжения и судовой провизии.

Предметы, обнаруженные во время таможенного досмотра и не внесенные в список, подлежат задержанию, как контрабанда.

Представление письменного показания не обязательно для мел­ких судов с незначительным (менее 20 регистровых тонн) водоизмещением. Письменные показания в этих случаях заменяются устным показанием шкипера судна, которое записывается сотрудником таможни в особый протокол.

К письменному показанию, а также и к протоколу устного показания капитана должны быть приложены:

1. Список находящихся на судне пассажиров и пассажирского багажа.

Пассажирский список должен содержать в себе следующие сведения: имена, отчества и фамилии пассажиров; количество багажных мест при каждом пассажире и общее число их.

81


2. Список лиц, принадлежащих к экипажу судна (судовая роль).

3. Таможенные документы (разрешения на ввоз, сертификаты о происхождении товара).

4. Грузовые документы (коносаменты и манифест).

5. Торговые документы (счета, фактуры, спецификации).

6. Судовые документы (мерильное свидетельство, патент на поднятие флага и др.).

Одновременно капитан судна обязан при письменном показании представить таможенному органу копию морского протеста, если груз, адресованный в порт СССР, не доставлен в этот порт по причине аварии.

По получении от капитана показания и приложенных к нему документов таможня объявляет капитану судна таможенные правила, которые должны соблюдаться командой судна во время его стоянки в порту, и приступает к досмотру судна.

Советские суда загранплавания и иностранные пароходы, зашедшие в порт не для выгрузки или принятия груза, должны находиться под наблюдением таможенных учреждений до их отхода. При продолжительной стоянке таких судов таможенные учреждения имеют право производить осмотр их и принимать меры против передачи с них на берег каких-либо предметов.

Таможенному досмотру подлежат все помещения судна (места общего пользования, служебные помещения, кладовые и т. п.), каюты пассажиров и лиц экипажа, независимо от того, советское это судно или иностранное. Досмотр вещей экипажа производится на месте их хранения, а принадлежащих пассажирам — в досмотровом зале таможни.

Привезенные из-за границы на судах, плавающих под флагом СССР, разные предметы дарения могут быть оставлены на судне при условии оплаты их пошлиной и при непременном занесении их в инвентарную книгу судна с указанием наименования, номеров и марок, количества, даты приобретения и документа, свидетельствующего о дарении. Запись в инвентарную книгу свидетельствуется таможней.

По окончании досмотра судна все помещения, в которых находятся грузы и предметы, предназначенные к выгрузке в других портах, а также предметы, не подлежащие сносу на берег (оружие, голуби и другие), должны быть опечатаны сотрудником таможни.

Таможня может также временно опломбировать или опечатать помещения, в которых находятся грузы, подлежащие выгрузке в данном порту, если их выгрузка не производится непосредственно вслед за досмотром, или если таможня сочтет это необходимым.

На время нахождения судна в порту обязательно должны быть опломбированы приемно-передающие радиостанции иностранных судов. Опломбирование производит представитель порта.

Помещения с предметами судового снабжения, снаряжения и п ровизией, за исключением выделенной для довольствия команды судна, находятся все время стоянки судна в порту за таможен-

82


ными пломбами или печатями. Судовые аптечки таможней не опечатываются.

О количестве опечатанных помещений делается запись в люковой записке.

Люковая записка составляется в двух экземплярах, в ней указываются:

а) число и перечень опломбированных или опечатанных помещений;

б) число наложенных пломб и печатей;

в) перечень отдельных предметов, взятых под пломбу.

Один экземпляр люковой записки вручается капитану, который обязан хранить её в течение всего времени стоянки судна в порту и предъявлять по требованию таможенного учреждения.

Капитан предупреждается, что за срыв таможенных пломб и печатей он подвергается штрафу и что снос на берег лицами экипажа каких-либо предметов без разрешения таможни приравнивается к контрабанде.

Работникам таможенного учреждения предоставляется право осмотра прибывших из-за границы судов, в пределах портовых вод, во все время стоянки их в порту. Перед отходом судна за границу люковая записка отбирается. Если же судно следует в другие порты СССР, то люковая записка оставляется у капитана.

В этом случае таможня должна сделать отметку на копии показаний капитана о количестве, коносаментов, по которым производилась выгрузка в данном порту, а в люковой записке — о количестве опечатанных и опломбированных помещений с грузом для других портов и о количестве наложенных пломб и печатей.

Как правило, судно по прибытии в другой порт СССР вторичному приёму и осмотру не подлежит. Таможня должна лишь проверить наличие таможенных пломб и печатей. Однако тамож не предоставляется право произвести повторный осмотр судна, если у нее имеются данные, что на судне скрывается контрабанда.

После того как выгрузка всех грузов, предназначенных для данного порта, будет закончена, вновь производится полный осмотр судна уполномоченными на то сотрудниками таможенного учреждения.

Разрешение на отход судна из порта СССР за границу выдает Портовое управление, по согласованию с КПП, но после того, как таможенным учреждением будет сделана отметка на судовой роли об окончании таможенных операций

Не требуется разрешения таможни на временный выход морского судна из порта, вызванного стихийными явлениями (буря, условия морского прилива и отлива и т. д.). Советскому судну, отправляющемуся в заграничное плавание и в большой каботаж, разрешается хранить в судовой кассе советские денежные знаки на сумму до одной тысячи рублей на случай аварии в зоне советских вод и иностранную валюту не свыше

83


одного фунта стерлингов, которые капитан судна обязан перед отходом зарегистрировать в таможне. Обнаруженная при возвращении судна из-за границы не зарегистрированная советская и иностранная валюта конфискуется, как контрабанда.

Служебные суда правительственных учреждений: ледоколы, ледорезы, спасательные суда, землечерпательные караваны (как в составе отряда, так и отдельными судами) и все прочие подсобные пловучие средства и буксиры, а также суда, принадлежащие спортивным организациям СССР, освобождаются от представления показаний капитана и других документов при приходе из-за границы и от получения разрешения на отход из порта, но подлежат осмотру таможней на общем основании.

Военные суда СССР, находящиеся в кампании или состоящие в вооруженном резерве, не подлежат таможенному досмотру. Военным судном считается всякий корабль, имеющий боевое во оружение, укомплектованный военной командой и плавающий под военным флагом.

Прочие суда Военного Флота, в частности, военные, окончившие кампанию, когда с них свезена команда, могут быть подвергнуты таможенному осмотру лишь при наличии данных, указывающих, что на судах скрывается контрабанда, но с уведомлением в каждом отдельном случае местного морского командования.

Выгрузка каких-либо предметов на берег или перегрузка их на другие суда с военных судов, прибывших из-за границы в порты СССР, допускается под наблюдением таможни. В этих целях командир судна должен предупредить таможню о времени выгрузки или перегрузки.

Личные вещи экипажа военного судна, прибывшего из-за границы и окончившего кампанию, при свозе личного состава судна на берег, досматриваются таможенными учреждениями на общем основании.

Правила таможенного осмотра, установленные для судов Военного Флота СССР, распространяются полностью и на иностранные военные суда.


4. Прием и отпуск воздушных судов

Командиры воздушных судов, совершающих полеты за границу, обязаны полностью соблюдать таможенные формальности, установленные Таможенным Кодексом СССР, т. е. предъявлять доставленные ими грузы и пассажирский багаж для таможенного досмотра, а воздушные суда — для осмотра таможенными сотрудниками.

Таможенный досмотр гражданских воздушных судов произ водится таможенным учреждением совместно с Контрольно-пропускным пунктом пограничных войск в аэропортах, выделенных для судов, совершающих заграничные рейсы.

Маршрут полета гражданских воздушных судов от государственной границы СССР до ближайшего таможенного аэропорта

84


определяет Главное Управление Гражданского Воздушного Флота. Командиры судов обязаны точно соблюдать этот маршрут.

В случае аварии или вынужденной посадки воздушного судна при перелете его от границы СССР до внутренней таможни или в обратном направлении, командир судна обязан известить по радио, телефону, телеграфу или иным способом начальника ближайшего аэропорта СССР о происшествии и принять необходимые меры к обеспечению сохранности почты, багажа, грузов и другого имущества, находящихся на судне.

Начальник аэропорта, получивший извещение о вынужденной посадке или аварии судна, обязан поставить в известность КПП таможенный орган и обеспечить доставку таможенного груза в таможню или таможенный пост. Досмотр воздушного судна, багажа и грузов производится та моженными учреждениями по общим правилам Таможенного Ко декса СССР немедленно после посадки судна и высадки пассажиров.

Командир судна обязан предъявить таможенному органу находящиеся на судне грузы, а также бортовой журнал с приложением:

а) списка пассажиров;

б) списка лиц экипажа;

в) багажного списка;

г) перечня почтовых мест и отдельных посылок и документов, сопровождающих груз (накладные, разрешения на ввоз или вывоз, декларации и т. п.).

Выгрузка или погрузка на судно производится под наблюдением сотрудников таможенного учреждения.

Экспортные грузы и пассажирский багаж:, вывозимые за границу и уже досмотренные внутренней таможней, следуют в выпускную таможню, где судно делает последнюю посадку на территории СССР в опломбированном виде и в сопровождении отвозных ведомостей.

Выпускная таможня проверяет знаки обеспечения и соответствие количества мест с записями в документах, после чего пломбы снимаются и груз выпускается за границу.

 


85

На главную страницу   Оглавление
Hosted by uCoz