Д.А.АЛЕКСАНДРОВ, С.С.ДМИТРИЕВ

ТАМОЖЕННОЕ
ДЕЛО В СССР

На главную страницу   Оглавление

ГЛАВА VIII

ПРОПУСК ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ

1. Понятие о грузах

Таможенный Кодекс СССР устанавливает, что всякого рода грузы могут следовать только через те пункты государственной границы, где имеются таможенные учреждения — таможни или таможенные посты.

Если возникает необходимость ввезти или вывезти грузы через пункты государственной границы СССР, где нет таможенных учреждений, то распорядители грузов могут возбудить перед Министерством Внешней Торговли ходатайство об открытии временных таможенных пунктов на этих участках границы.

Прежде чем перейти к разбору практического осуществления таможенными учреждениями фактического контроля за движением грузов через государственную границу, остановимся на вопросе о том, что по советскому таможенному законодательству считается грузом. В обычном представлении под словом «грузы» понимаются всевозможные виды сырья, оборудования, предметы промышленного производства и продукты питания, являющиеся объектами купли-продажи и перевозимые по железной дороге, на пароходах, автомашинах и других видах транспорта. По советскому таможенному законодательству грузами считаются всякого рода предметы, перевозимые через границу, в том числе пассажирский багаж и международные почтовые отправления. Следовательно, таможенное понимание слова «груз» более широкое, так как оно включает в себя не только товары, но и все другие предметы за исключением валюты и ценных бумаг.

После победоносного окончания Великой Отечественной войны через границу пошли новые виды грузов, ранее не встречавшиеся в таможенной практике советских таможенных учреждений. В настоящее время, кроме торговых грузов, т. е. экспортно-импортных товаров, через границу следуют: репарационные и возвратные грузы. Под последними понимается имущество, оборудование и товары, вывезенные из СССР во время войны немецко-фашистскими захватчиками или их сателлитами и возвращаемые теперь обратно.

Все эти грузы следуют через советскую государственную границу на основании определенных положений, подвергаются таможенному контролю и должны сопровождаться установленными для их пропуска документами.

86


Такими документами являются:

1. Для товаров, ввозимых из-за границы по заказам Всесоюзных объединений — транспортные поручения.

2. Для товаров, поступающих в СССР в счет репарационных платежей из Германии, Венгрии, Румынии и Финляндии — фактуры поставщиков с указанием в них номера заказа-наряда и наименования объединения.

3. Для товаров, ввозимых организациями и учреждениями, не входящими в систему Министерства Внешней Торговли СССР, а также ввозимых отдельными лицами — разрешения на ввоз, выдаваемые Импортным или Восточным управлениями Министерства Внешней Торговли, а также торгпредствами СССР за границей.

4. Для вывоза товаров из СССР за границу во всех случаях таможенным учреждениям предъявляются разрешения на вывоз, выдаваемые Экспортным или Восточным управлениями Министерства Внешней Торговли СССР.


2. Документация грузов

Все грузы, следующие через границу, за исключением багажа при пассажирах, сопровождаются документами. Эти документы делятся на четыре группы:

1. Транспортные документы.

2. Торговые документы.

3. Таможенные документы.

4. Прочие.

К первой группе документов, как показывает само название, относятся документы, по которым грузы следуют на каком-либо из видов транспорта. При морских перевозках транспортными документами являются коносаменты и манифесты; при перевозках по железной дороге — железнодорожные накладные, дорожные ведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные листы и багажные квитанции.

Ко второй группе документов относятся: счета, фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные листы и т. п. документы, которые составляются фирмой-поставщиком.

К третьей группе документов относятся: разрешения на ввоз или вывоз, транспортные поручения, декларации грузовладельцев, свидетельства о происхождении товара и всякие другие документы, которые сопровождают груз по требованию таможенных учреждений, как страны отправления, так и страны назначения груза. Надо поэтому при пропуске экспортных товаров СССР быть очень внимательным при проверке документов, чтобы не задержать таможенных документов, посылаемых экспортными

87


объединениями для таможенных учреждений страны назначения советского экспорта.

К четвертой группе документов относятся сертификаты качественные и карантинные, которыми сопровождаются некоторые грузы, разрешения на перевозку ядовитых, взрывчатых и огнеопасных веществ, открытые листы на перевозку воинских грузов и им подобные документы.

Все четыре группы документов имеют прямое отношение к работе таможенных учреждений по контролю за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли, и все они должны внимательно проверяться работниками таможни, до того, как должно быть принято решение о выпуске груза. Большинство этих документов остается в таможенном учреждении: одни — как основание для пропуска грузов, другие — для определения размера пошлины. Рассмотрим более подробно содержание основных документов и их назначение.

Коносамент. Так называется документ, выдаваемый капитаном парохода грузоотправителю при перевозке товара морем. Коносамент выписывается на каждую партию товара в нескольких экземплярах, один из которых за подписью капитана выдается грузоотправителю, а остальные следуют с грузом.

Коносаменты обычно бывают именные или предъявительские. В первом случае товар в порту прибытия парохода выдается тому, на кого он выписан, а во втором случае любому предъявителю коносамента.

Коносаменты, как товаро-распорядительные документы, могут быть предметом залога, а в тех случаях, когда они выписаны на предъявителя, и предметом купли-продажи.

Коносамент имеет следующие реквизиты: номер коносамента, наименование судна, порт погрузки, отправитель, порт назначения, получатель груза и, далее, данные о грузе: наименование, количество мест и род упаковки, номера и марки мест, вес брутто, а в некоторых случаях и вес нетто. (См. образец коносамента Балтийского Государственного Морского Пароходства, стр. 89). Эти данные позволяют таможенному работнику точно установить соот­ ветствие или несоответствие прибывшего из-за границы или направляемого за границу груза разрешениям на ввоз или вывоз

Манифест представляет собой перечень коносаментов на грузы, доставленные судном в порт назначения или вывозимые из порта отправления.

Реквизиты манифеста, как правило, совпадают с реквизитами коносаментов.

В частности в манифесте указываются: номера коносаментов, отправители и получатели грузов, наименование грузов, число мест по каждому коносаменту, марки и номера мест, коносаментный вес груза.

Кроме того , в манифесте указываются наименование парохода, порт погрузки и выгрузки, фамилия капитана парохода и дата составления манифеста. Манифест, как и коносаменты, выдается

88


Коносамент

Рис. 1 Коносамент

за подписью капитана парохода. Манифест с приложением к нему коносаментов в одном экземпляре вручается таможне по прибытии парохода.

Манифест и коносаменты для таможни являются основными документами, по которым ведется оперативный и статистический учет пропущенных грузов.

Железнодорожная накладная представляет собой документ на перевозку груза по железной дороге, свидетельствующий о принятии станцией отправления железной дороги груза к перевозке.

Реквизиты железнодорожной накладной так же, как и коносамента, дают возможность таможне установить соответствие следуемого через границу груза разрешению на ввоз или на вывоз. В накладной имеются все основные данные о грузе, необходимые таможне, за исключением цены груза. В частности в ней указывается: страна, дорога, станция отправления и назначения, отправитель, получатель и его адрес, количество мест, вес, знаки, номера и наименование товара. (См. образец ж.-д. накладной, стр. 90).

89


Железнодорожные накладные таможней не задерживаются, а после проверки и досмотра груза передаются представителю железной дороги и следуют вместе с грузом к месту его назначения.

Передаточная ведомость является документом, по которому иностранная железная дорога передает советским железным дорогам, или советская железная дорога иностранным, подвижной состав, грузы и документы. В передаточную ведомость заносятся номера всех вагонов, номера железнодорожных накладных, наименование груза, его вес, число мест и ряд других сведений. (См. образец передаточной ведомости, стр. 91-—92.)

Накладная

Рис.2 Накладная

90



Образец передаточной ведомости (продолжение см. стр. 91)
№№
вагонов
Сведения о пломбах
№№
накладных
Отправления
Назначения
Передаточ­
ные
пункты
Станция
Число
пломб
М-ц и
число
Кон-
трол.
знаки
Станция
Фирма
дороги
Станция
Фирма
дороги
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

91



Образец передаточной ведомости (окончание).
Марки
Число
мест
Род
упаковки
Название груза
Вес
груза
Уплата
Примечание и отметки
о документах, следу­
ющих при дорожной
ведомости

При
отправлении

Переведено на
получат.
12
13
14
15
16
17
18
19
               
               
               
               
               
               
               
               
               

92


Передаточная ведомость в таможнях, расположенных на пограничных ж.-д. станциях, как и манифест в портовых таможнях, является основным документом, по которому таможня ведет учет движения грузов и подвижного состава через границу.

Торговые документы. Основными из них являются счета, фактуры и спецификации. Эти документы не имеют общеустановленной формы. Каждая фирма-поставщик выписывает такие документы на бланках по принятым в этой фирме образцам. Однако в счетах обязательно указывается, наряду с наименованием товара, его цена, а иногда и накладные расходы, связанные с упаковкой, погрузкой и перевозкой товара. Фактуры-спецификации должны иметь подробное наименование товара, с указанием его отличительных признаков, и количество, в принятых единицах измерения для данного товара (вес, штуки, пары и т. п.). Во всяком случае для таможенного учреждения важно, чтобы торговые документы давали ему возможность установить:

а) наименование товара,

б) цену товара,

в) его отличительные признаки,

г) поставщика товара,

д) владельца товара.

Для установления этих данных необходимо иметь комплект торговых документов, так как, например, одна спецификация не дает ответа на все эти вопросы. Она содержит подробные данные о товаре, но не дает ответа на вопрос о его стоимости. Счета, на­оборот, дают сведения о цене товара, но не отвечают на вопросы об особенностях товара.

Таможенные документы. Основными таможенными документами являются разрешения на ввоз или вывоз и транспортные поручения.

Как уже отмечалось, внешнеторговые операции Советского Союза осуществляются в основном через всесоюзные экспортно- импортные объединения, работающие под руководством и контролем Министерства Внешней Торговли СССР.

Ввоз товаров из-за границы внешнеторговыми объединениями производится на основании постановлений и распоряжений Правительства, распоряжений Министра Внешней Торговли СССР и его заместителей. В соответствии с этими постановлениями или распоряжениями Импортное и Восточное Управления Министерства Внешней Торговли дают разрешение на покупку товара соответствующему объединению.

На основании такого разрешения импортные объединения выписывают транспортные поручения. Второй экземпляр транспортного поручения, подписанный председателем объединения или его заместителем, служит основанием для пропуска таможней товара из-за границы. Этот экземпляр высылается объединением в соответствующую таможню с таким расчетом, чтобы он прибыл туда до момента поступления товара.

93


По заказам, размещаемым торгпредствами, оформление разрешений на ввоз и выписка транспортных поручений лежат на их обязанности. Транспортные поручения в этих случаях должны быть своевременно высланы торгпредствами соответствующему таможенному учреждению почтой до отгрузки товара в СССР или же посылаются вместе с товаром.

Реквизиты транспортного поручения приводятся в помещаемом ниже образце.

Если по одной и той же сделке с иностранной фирмой ввозится товар разными партиями, то транспортные поручения выписываются на каждую отдельную партию товара. При следовании груза одновременно через несколько таможенных пунктов транспортные поручения выписываются на каждую таможню с указанием того количества, которое пойдет через данную таможню. При ввозе массового груза через один и тот же таможенный пункт транспортное поручение может выписываться на все количество товара, но на срок не свыше 6 месяцев. При отправке поставщиком массовых грузов через один и тот же таможенный пункт транспортное поручение отправляется в таможню к прибытию первой партии товара, а при отправлении остальных партий в грузовых и торговых документах делается ссылка на номер заказа и наряда.

При ввозе товаров из Синьцзяна, Афганистана и Монгольской Народной Республики объединениями «Совмонголторг» и «Востокинторг» таможням вручаются, вместо транспортных поручений, фактуры-спецификации, выписываемые приграничными конторами этих объединений на основании разрешений на ввоз, выданных Восточным Управлением Министерства Внешней Торговли. Фактуры-спецификации подписываются директорами приграничных контор объединений и должны содержать следующие сведения: страна происхождения товара, наименование товара, количество (штуки, метры и т. п.), вес (брутто и нетто), стоимость и ссылку на номер и дату разрешения Восточного Управления.

Образец транспортного поручения
 
Второй экземпляр
Для впускной таможни
ТРАНСПОРТНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № _______
1. 
Объединение _________________________________________
2. 
№ заказа ____________________________________________
3. 
№ наряда ____________________________________________
4.
Поставщик ___________________________________________
5.
Адрес поставщика _____________________________________
6.
Срок поставки ________________________________________
7.
Условия поставки _____________________________________
8.
Входной пункт в СССР _________________________________
9.
Грузополучатель ______________________________________
10.
Происхождение товара _________________________________
11.
Подробное наименование товара _________________________

94


12.
Специфические измерения товара
(штуки, метры и т. д.) _________________________________
13. 
Число мест _________________________________________
14. 
Род упаковки _______________________________________
15.
Знаки и номера _____________________________________
16.
Вес брутто в килограммах ____________________________
17.
Вес нетто в килограммах _____________________________
18.
Цена за килограмм __________________________________
19.
Фактурная стоимость _________________________________
20.
Цена за специфическую единицу
(штуку, метр и т. п.) __________________________________
21.
Особые указания ___________________________________
22.

Основание: разрешение на ввоз №_____от_________Министерства
Внешней Торговли СССР.

23.
Действительно в течение _____________ месяцев со дня выдачи.
24.
Дата выдачи _______________________________________

  Печать   Председатель объединения
      Начальник транспортного отдела

Разрешение на ввоз и вывоз. Организации и учреждения, не входящие в систему Министерства Внешней Торговли СССР, ввозят грузы по разрешениям Импортного, а также Восточного Управлений Министерства Внешней Торговли, предъявляя их в соответствующие таможенные учреждения. Формы и реквизиты такого разрешения приводятся ниже.

Образец разрешения на ввоз:

Разрешение на ввоз

Рис.3 Разрешение на ввоз

Вывоз товаров из СССР внешнеторговыми объединениями и другими организациями допускается только на основании разрешений на вывоз, выдаваемых Экспортным Управлением Министерства Внешней Торговли СССР. Разрешения на вывоз товаров из СССР в Китай, Турцию, Иран, Афганистан, Монгольскую Народную Республику и другие страны Востока выдаются Восточным Управлением Министерства Внешней Торговли.

95


Форма разрешений на вывоз единая, она утверждена приказом Министра Внешней Торговли.

Образец разрешения на вывоз:

Разрешение на вывоз

Рис.4 Разрешение на вывоз

Товары, на которые не будет предъявлено разрешений на вывоз, таможнями задерживаются.

При вывозе товаров в Синьцзян, Афганистан и МНР объединениями «Совмонголторг» и «Востокинторг», таможням предъявляются вместо разрешений на вывоз — фактуры-спецификации (или счета-спецификации), выписываемые пограничными конторами этих объединений. Фактуры-спецификации на экспортируемые товары подписываются директорами пограничных контор объединений и содержат те же реквизиты, что и аналогичные документы, предъявляемые таможне при ввозе товаров из Синьцзяна, Афганистана и МНР.


3. Общие положения о пропуске грузов через границу

Ознакомившись с главнейшими документами, сопровождающими грузы, перейдем к рассмотрению общего порядка пропуска грузов через государственную границу СССР.

Основная задача таможенного учреждения при пропуске грузов состоит в том, чтобы убедиться в законности следования груза

96


через границу. Другими словами, сотрудники таможенного учреждения должны удостовериться, что ввоз в Союз ССР или вывоз из Союза ССР какого-либо груза не нарушает действующих законов и положений, вытекающих из государственной монополии внешней торговли СССР.

Эта основная задача решается путем проверки и сличения груза с представленными в таможню разрешениями на ввоз или вывоз или другими документами, заменяющими эти разрешения.

Когда импортный груз поступил в таможню для оформления, сотрудники таможни обязаны прежде всего сличить маркировку груза с маркировкой, показанной в транспортных документах, т. е. накладных или коносаментах. Это сличение, как правило, дает возможность установить:

а) наименование груза (по документам);

б) является ли он грузом какого-либо всесоюзного внешнеторгового объединения.

в) не распространяются ли на груз специальные правила о карантинном и ветеринарном надзорах и другие специальные положения, связанные с пропуском грузов через границу;

г) расхождение маркировки груза с маркировкой, показанной в документах, и сразу же принять меры к выделению этого груза из общей массы для более детальной проверки и составления соответствующего акта.

Проверив соответствие маркировки груза данным транспортных документов, сотрудники таможни обязаны немедленно проверить, имеются ли на поступившие грузы разрешения на ввоз или транспортные поручения.

После этого таможня приступает к таможенному досмотру грузов. Как правило, грузы, поступающие в адреса внешнеторговых объединений, подвергаются вскрытию лишь частично (выборочным, путем).

Таможенный досмотр осуществляется в целях определения соответствия груза разрешениям на ввоз, а также для установления тарифного наименования груза, его цены, а в некоторых случаях и для определения качества груза, например, в случаях повреждения грузов в пути, когда допускается взыскание пошлины в пониженном размере. При отсутствии транспортных поручений или разрешений на ввоз, поступившие из-за границы грузы таможенными учреждениями задерживаются до получения требуемых документов или соответствующих указаний Министра, его заместителей или Главного Таможенного Управления. Ничьи другие указания или распоряжения для таможенных учреждений не действительны.


4. Особенности таможенного оформления некоторых грузов

Ряд грузов, прибывающих из-за границы в СССР, хотя бы и при наличии установленных разрешений на ввоз, требует особого оформления.

97


Грузы, запрещенные к привозу по таможенному тарифу СССР, хотя бы они и сопровождались транспортными поручениями или ввозными разрешениями, отвечающими всем требованиям, задерживаются таможнями на границе. О задержании немедленно сообщается Главному Таможенному Управлению.

С задержанным грузом таможня поступает так, как предпишет Главное Таможенное Управление.

Товары, привезенные в СССР организациями и учреждениями, не входящими в систему Министерства Внешней Торговли, а также отдельными лицами, при наличии установленных разрешений на ввоз, выпускаются из таможни грузополучателю лишь после оплаты их таможенной пошлиной. Товары, привезенные этими организациями, учреждениями и отдельными лицами без разрешения на ввоз, но не скрытые от таможенного контроля, рассматриваются как ввезенные с нарушением постановления о государственной монополии внешней торговли СССР и задерживаются таможенными учреждениями.

Грузополучателю предоставляется право представить в таможню разрешение на ввоз для скоропортящихся товаров в семидневный срок и в месячный — для остальных, или вывезти товар обратно за границу. При непредставлении в указанный срок разрешения на ввоз или в случае невывоза товара за границу, последний переходит безвозмездно в собственность государства.

В целях охраны территории Союза ССР от заноса из-за границы сельскохозяйственных и лесных вредителей, болезней и злостных сорняков Совет Народных Комиссаров Союза ССР в 1934 г. издал постановление «Об охране Территории СССР от заноса и распространения сельскохозяйственных и лесных вредителей», на основании которого был введен на границе карантин растений.

Карантинные мероприятия, осуществление которых возложено на Государственную службу внешнего и внутреннего карантина растений Министерства Сельского Хозяйства Союза ССР, распространяются на все нижепоименованные грузы и материалы, привозимые из-за границы в СССР, независимо от их количества и назначения:

а) все семена культурных и диких растений;

б) все корни, корневища, клубни, луковицы, плоды и соплодия;

в) живые растения и их части: саженцы, черенки, лозы, отводки, глазки, усики и т. д., а также срезанные цветы;

г) сельскохозяйственное сырье и продукция: хлопок-сырец, хлопковое волокно, линтер и вата, волокно прочих растений, сухофрукты, табак-сырье и другие грузы растительного происхождения;

д) шерсть и аналогичные грузоматериалы, могущие быть переносчиками различного рода вредителей, болезней растений и злостных сорняков;

е) тара и упаковочные материалы (всякого рода обшивка, ткани, бумага, деревянная стружка, солома, сено, морская трава,

98


мох и прочие материалы), служившие для упаковки семян, посадочного материала и прочих подкарантинных грузов, могущих быть переносчиками различного рода вредителей, болезней растений и злостных сорняков;

ж) почва: почвенные монолиты и образцы, почва с живыми растениями и т. д.;

з) все виды коллекций: насекомых, грибных и бактериальных заболеваний растений, семян, целых растений и их частей, независимо от способа и характера монтировки;

и) всякого рода строительная и поделочная древесина (в том числе пробковая кора);

к) навоз животных, подстилка и остатки корма при импорте животных из-за границы.

Выпуск подкарантинных материалов из складов таможенных, водных, железнодорожных пунктов, аэропортов и контор почтовой связи может быть произведен администрацией этих учреждений только пои наличии карантинного сертификата, выданного на выпуск каждой партии груза.

Совершенно воспрещается по карантинным соображениям, кому бы то ни было, ввоз в СССР из-за границы:

а) картофеля (технического, продовольственного и семенного) ;

б) каких бы то ни было корней клубнеплодов и всяких прочих подземных овощей;

в) луковиц, корневищ, клубней, корней и прочих подземных органов цветочных и декоративных растений, в том числе получаемых в порядке дарения и обмена;

г) всякого рода срезанных живых цветов;

д) каких бы то ни было живых растений в сосудах или таре с почвой;

е) почвы в каком бы то ни было виде;

ж) дынь и других бахчевых плодов; плодов и семян томатов;

з) посадочного и прививочного материала цитрусовых культур, происходящих из нижеперечисленных стран, зараженных раком цитрусовых: Австралии, Тихоокеанских островов, Формозы, Цейлона, Южной Африки, Явы, Японии и США (штат Луизиана);

и) семян хлопчатника и других из семейства мальвовых, а также всевозможных коллекций этих культур в виде живых растений, их плодовых органов и т. п., независимо от их происхождения и назначения;

к) хлопка-сырца;

л) семян льна и лъносоломы;

м) плодов цитрусовых и других из стран, зараженных раком цитрусовых, средиземноморской, мексиканской и яблочной фруктовыми мухами;

н) свежих плодов маслин из стран, зараженных маслинной мухой;

99


о) саженцев каштанов, поделочного материала из каштана из стран, зараженных раком каштана;

п) рисовой, пшеничной и ячменной соломы (в том числе и в виде упаковки) для всякого рода грузов;

р) каких бы то ни было семян и растений сорняков.

Как исключение Академии Наук СССР и Академии с.-х. Наук им. Ленина разрешается ввоз перечисленных растительных материалов, но при условии получения предварительного разрешения сектора внешнего и внутреннего карантина Министерства Сельского Хозяйства СССР.

Администрация портов, ж.-д. станций, почтовых контор и таможен обязана немедленно извещать карантинную инспекцию о прибытии подкарантинных грузоматериалов, независимо от их количества и назначения, хранить их в изолированных помещениях, в условиях, обеспечивающих их сохранность до получения карантинного сертификата об их незараженности, независимо от наличия иностранного сертификата, удостоверяющего незараженность прибывшей партии грузоматериалов.

Всякие животные (лошади, крупный рогатый скот, свиньи, овцы и т. д.); живая и битая домашняя птица (гуси, куры, утки); живая и битая дичь; всякого рода животное сырье и продукты: свежие, замороженные и охлажденные мясные туши и их части и органы; соленое и. копченое мясо; желудки, кишки, кожи, щетина, рога, копыта, волос, шерсть, сухая кровь и т. п. — подлежат обязательному санитарно-ветеринарному надзору, осуществляемому пограничными контрольными ветеринарно-санитарными пунктами Министерства Сельского Хозяйства Союза ССР.

Ядовитые, сильно действующие и наркотические средства, привозимые из-за границы не для нужд сельского хозяйства, медицинской или химической промышленности, могут быть выпущены из таможен при наличии разрешений на ввоз только по получении письменного разрешения Министерства Здравоохранения той союзной республики, в пределы которой груз адресован.

К числу таких ядов и наркотиков относятся:

а) мышьяковый ангидрид;
 
к) соли синильной кислоты (цианистый
натр, цианистый калий, цианистый кадмий,
цианистое серебро, цианистый барий и
оксицианистая ртуть, цианистый свинец,
цианистая медь. цианистый кальций);
б) мышьяковистый ангидрид;
 
в) сулема;
 
г) фосфор (желтый);
 
д) бруцин;
 
е) никотин;
 
л)| хлорпикрин;
ж) стрихнин;
 
м) сероуглерод;
з) цинхонин;
 
н) цианистые препараты (циклон,
и) синильная кислота;
 
цианплав).

Мертвые тела и урны с прахом умерших пропускаются на основании санитарного удостоверения и разрешения административных отделов Исполкомов Депутатов Трудящихся при вывозе за границу и разрешений консульских представительств СССР за

100


границей — при ввозе. В разрешениях должно быть указано, что в гробах и урнах никаких посторонних предметов не имеется.

Тела должны находиться в металлических, герметически запаянных гробах, упакованных в деревянные ящики, опечатанные печатями учреждений, выдавших разрешение.


5. Пропуск грузов через границу по железной дороге

По прибытии товарного поезда из-за границы на советскую пограничную станцию, контора передачи советской пограничной ж.-д. станции обязана немедленно вручить таможне передаточную ведомость, вагонные листы и накладные со всеми приложенными к ним торговыми и таможенными документами. Этот порядок установлен ст. 65 Таможенного Кодекса Союза ССР. В случае, если на пограничные станции советских железных дорог передаточные ведомости не поступят, то они должны быть составлены для таможни конторой передач советской пограничной станции.

По получении передаточной ведомости сотрудник таможни проверяет ее, сличает с ж.-д. накладными, торговыми и таможенными документами и одновременно проверяет количество брезентов и других предметов упаковки, подлежащих возврату за границу.

В передаточной ведомости делаются отметки о том, какие грузы подлежат направлению для таможенного оформления в другие таможни, какие подлежат досмотру без выгрузки и какие должны быть выгружены на склад.

Передаточные ведомости получают в таможне порядковые номера (отдельно по импорту и по экспорту).

В передаточных ведомостях против каждой отправки груза таможня проставляет номер транспортного поручения, разрешения на ввоз или вывоз и номер провозной ведомости, если груз отправлен для таможенного оформления в другую таможню.

После проверки передаточной ведомости и документов, относящихся к прибывшим грузам, немедленно начинается проверка грузов.

Грузы могут проверяться без выгрузки (на колесах), если характер груза позволяет провести проверку без выгрузки, с частичной разгрузкой вагона, или с полной выгрузкой груза из вагона на склад, причем таможня письменно заявляет начальнику станции или Транспортно-экспедиторской конторе (Внешторгтек) о необходимости полной или частичной выгрузки. Расходы по произведенным погрузо-разгрузочным работам относятся железной дорогой или Транспортно-экспедиторской конторой на счет грузополучателя, а если груз задерживается таможней и затем реализуется, то таможня возмещает эти расходы из средств, отпущенных таможне по смете на расходы по доставке конфискатов и реализации. Выгрузка из вагонов таможенных грузов производится обязательно под наблюдением сотрудников таможни в

101


присутствии агента железной дороги, а в некоторых случаях (например, когда груз прибыл в явно поврежденном состоянии, со следами хищения и т. д.) и в присутствии агента передачи иностранной железной дороги. Сотрудник таможни обязан тщательно сличить род упаковки, знаки, номера (маркировку) и число мест с показаниями грузовых документов и проверить вес. О результатах выгрузки делаются отметки на ж.-д. накладных, с указанием в них сходства или несходства выгруженных мест с показаниями документов. В последнем случае необходимо помимо отметки в ж.-д. накладной составить акт о несоответствии выгруженных мест с показаниями документов.

Обязательной выгрузке из вагонов на склад подлежат грузы, привезенные без ж.-д. накладных или хотя и по накладным, но без достаточных сведений относительно наименования товара и числа мест, а также такие грузы, которые полностью отвечают условиям железнодорожной перевозки, но на которые в таможне не имеется разрешений на ввоз, транспортных поручений или других документов, дающих таможне право пропустить груз через границу.

Грузы, прибывшие без документов или не соответствующие документам, подлежат таможенному досмотру немедленно. Результаты досмотра фиксируются актом, и грузы задерживаются до выяснения.

При незначительном несоответствии в знаках, номерах и роде упаковки, когда таможня признает, что, несмотря на некоторое несходство в маркировке, данный груз все же относится к сопровождающим его документам и имеющемуся в таможне разрешению на ввоз, груз не задерживается, а пропускается по назначению.

Проверка грузов в вагонах производится путем сличения маркировки грузовых мест с ж.-д. накладными, торговыми и таможенными документами.

Все вагоны должны быть обязательно досмотрены на пограничной станции сотрудниками таможни. Последние обязаны удостовериться в соответствии груза с сопроводительными документами, в отсутствии в вагоне предметов и товаров, провозимых без документов, в целости перевозимых мест, в отсутствии каких-либо дефектов в упаковке.

После досмотра старший по наряду таможни ставит на передаточной ведомости штамп о разрешении отправления груза по назначению, сделав в ведомости оговорки о тех грузах, которые таможней задержаны.

Такие же штампы проставляются и на ж.-д. накладных, следующих по назначению вместе с грузом.

При вывозе грузов за границу по железной дороге применяется тот же порядок, что и при ввозе.

Железная дорога обязана представить таможне передаточную ведомость со всеми транспортными и другими документами. Эти

102


документы проверяются таможней и сличаются с разрешениями на вывоз.

После такой проверки сотрудники таможни проверяют в присутствии представителя железной дороги содержимое вагонов и вскрывают, в случае необходимости, отдельные места.

После того, как проверка грузов закончена и установлено, что все в порядке, таможня дает железной дороге разрешение на отправку груза за границу. В случае несоответствия груза документам или отсутствия разрешения на вывоз, такого рода грузы подлежат задержанию. О задержании грузов таможня посылает телеграфное извещение Экспортному Объединению и Главному Таможенному Управлению.


6. Пропуск грузов при морской перевозке

По окончании приемки парохода и получения от капитана документов, таможня дает разрешение на разгрузку судна.

Выгрузка грузов с пароходов должна производиться поконосаментно и также поконосаментно грузы должны складироваться в склады порта или на причал. Выгрузка может производиться непосредственно борт-вагон, минуя склад порта, если со стороны таможни на это возражений не имеется.

Подсчет выгруженных с парохода мест ведут специально выделяемые портом и пароходом тальманы (счётчики). Сотрудники таможни, контролирующие разгрузку судна, систематически проверяют соответствие грузов с документами и сверяют данные подсчета грузов тальманами. Если будет обнаружено, что между результатами тальманского подсчета выгруженного груза имеется разница, то сотрудники таможни немедленно проверяют результат выгрузки и добиваются устранения этой разницы.

Приём грузов у борта парохода по отдельным коносаментам производится обязательно с проверкой маркировки. В случае необходимости таможня может предложить порту провести сплошную перевеску отдельных партий груза, с составлением отвесов и актов. Если же грузы прибыли в поврежденной таре, со следами порчи, хищения или явного несоответствия фактического веса указанному в коносаменте, то такие грузы немедленно подвергаются таможенному досмотру в присутствии капитана судна или его уполномоченного, аварийного комиссара и представителя порта с составлением, так называемого, акта-извещения. Акты-извещения составляются на обнаруженные при выгрузке дефекты и недостачу груза по каждому коносаменту и должны иметь сле­дующие реквизиты: наименование и флаг судна, порт погрузки товара, отправитель, наименование досматриваемых грузов с ука­занием числа мест, маркировки и веса, получатель груза, номер коносамента, точное описание обнаруженных дефектов, подписи участников составления акта. Отказ капитана судна или его уполномоченного от подписи таких актов фиксируется на акте надлежащей об этом оговоркой, заверяемой подписью представителя таможенного учреждения.

103


По окончании разгрузки парохода, на основании учетных данных тальманов судна и порта, составляется, так называемый, Генеральный акт. В Генеральном акте указываются наименование и флаг судна, какие грузы судно по грузовым документам должно было выгрузить в данном порту, что фактически было выгружено и в каком количестве принято портом, сколько составлено в процессе разгрузки актов-извещений, их номера; начало выгрузки и окончание разгрузки. Генеральный акт подписывается капитаном судна, представителем порта и сотрудником таможни, участвовавшим в его составлении. К Генеральному акту прикладываются акты извещения, которые являются неотъемлемой его частью.

Генеральный акт является весьма важным документом как для капитана судна, так и для торгового порта. Он является по существу основным приемо-сдаточным документом, по которому происходят взаиморасчеты за грузы между перевозчиком, портом и владельцем груза. Порт на основании Генерального акта сдает грузы получателям или по их указанию отправляет по железной дороге к месту назначения.

На каждом коносаменте, находящемся в распоряжении порта, таможня делает отметку путем проставления штампа о разрешении выпуска груза или о запрещении выпуска. Не разрешенные к выпуску грузы остаются на ответственном хранении порта и не могут быть выданы грузополучателю без письменного на то согласия таможенного учреждения.

Вывоз грузов морским путем осуществляется следующим образом.

Внешнеторговые объединения Министерства Внешней Торговли сосредотачивают экспортные грузы в торговых портах СССР.

По получении Управлением торгового порта от внешнеторговых объединений наряда на отгрузку товара администрация порта обращается в таможню за разрешением на погрузку. Таможня проверяет наличие разрешения на вывоз и выдает порту разрешение на погрузку путем проставления штампа на заявке порта о погрузке или другом представляемом портом таможне документе.

Присутствие сотрудников таможни при погрузке грузов на судно обязательно.

Они обязаны проверить маркировку, вес, количество мест, а также следить за тем, чтобы отправляемый за границу груз соответствовал выданным разрешениям по наименованию и по количеству.


7. Маркировка экспортных товаров

Правильная маркировка экспортных товаров необходима не только для того, чтобы можно было легко отличить одни грузы от других по надписям на таре, но также и потому, что ряд стран

104


предъявляет определенные требования к маркировке грузов и за несоблюдение их применяет штрафы. Поэтому при проверке маркировки сотрудники таможни должны обращать внимание как на то, чтобы она была произведена правильно, так и на то, чтобы она соответствовала тем требованиям, которые установлены страной назначения товара.

Все экспортные грузы, отправляемые за границу в ящиках, бочках, барабанах, мешках, кипах и т. п., маркируются латинским шрифтом. Маркировка мест включает следующие данные о грузе:

а) обозначение экспортного объединения полностью или сокращенно двумя буквами (например, «EL» — Экспортлен; «RE» — Разноэкспорт и т. д.);

б) место назначения груза (если это обусловлено договором);

в) вес брутто, а в необходимых случаях и вес нетто, в килограммах или англфунтах. Если количество измеряется не весом, то кроме того указывается число единиц: штук, ярдов, метров, пар и т. п.

Кроме указанной маркировки в зависимости от рода товара на грузовом месте должна наноситься специальная маркировка на русском, а также на английском, французском и других языках, в соответствии со страной назначения грузов.

Надписи на русском языке во всех случаях обязательны, например:

ТОР
верх
FRAGILE
ломкое (хрупкое)
KEEP DRY
хранить в сухом месте

Use no hooks
не употреблять крюков
Handle with care
обращаться осторожно


 

В зависимости от характера грузов на упаковке обозначаются также марки (товарные знаки), название и сорт товара. Товарные знаки помещаются на грузе только в том случае, когда право пользования товарным знаком надлежаще оформлено.

Номера мест и марки должны проставляться на торцевых сторонах (боковых стенках ящиков). На бочках эта маркировка ставится как на крышке, так и на днище.

Все остальные данные могут наноситься на любой стороне грузового места.

При обшивке бочек или ящиков маркируются как тара, так и обшивка.

Если товар не имеет упаковки, а лишь перетянут металлическим обручем, проволокой и т. п., в этом случае к нему прикрепляется бирка с нанесенной на ней маркировкой.

105


Маркировка наносится четко и ясно посредством трафарета латинским шрифтом хорошей черной несмывающейся и нестирающейся краской, причем если товары отправляются в упаковке, уже бывшей в употреблении, то старые надписи на упаковке должны быть уничтожены.

Для грузов, экспортируемых в США, делается отметка о стране происхождения товара, например: Origin Soviet Union, Made in Soviet Union, а для продовольственных товаров Produce of Soviet Union.

Эта отметка наносится не только на внешнюю и внутреннюю упаковки, но и на каждую отдельную единицу товара и часть его (если он делится при продаже), так, чтобы эта отметка дошла до непосредственного потребителя товара. Например, на каждой коробке спичек должно быть указано Made in Soviet Union,

Маркировка реэкспортных товаров должна содержать указание на страну происхождения, например, китайская щетина должна маркироваться «Origin China», монгольская овчина «Origin Mongolia» и т. д.

Отметка о стране происхождения как на внешней, так и на внутренней упаковке, а иногда и на самом товаре является абсолютно необходимой.

При экспорте металлических изделий на каждом изделии должна быть штампованная или гравированная маркировка «Made in Soviet Union».

При экспорте пищевых продуктов; Консервов, конфект, кондитерских изделий и т. п. — на каждой отдельной банке, жестянке или коробке должен быть обозначен вес нетто. Вес указывается на английском языке и в англофунтах или унциях, например: «Net weight 4 lbs, Net weight 16 ounces».

Лекарственные травы и тому подобные товары должны иметь на внутренней упаковке, кроме маркировки, также правильное название товара. Эти товары должны обозначаться не только общепринятым названием на английском языке, но и латинским обозначением.

Коносаменты с отметками таможни о погрузке товаров на судно отсылаются в статистический отдел Главного Таможен­ного Управления для учета.

Ограничения вывоза. Вывоз за границу кем бы то ни было шкурок морских бобров и котиков не выделанных и выделанных, но не в деле, разрешается только в том случае, если шкурки или грузовые места с такими шкурками имеют особые пломбы, навешанные Дальневосточным Рыбопромысловым Надзором, или разрешительных к вывозу свидетельств, удостоверяющих, что шкурки добыты законным путем.

При обнаружении провоза через границы СССР шкурок морских бобров и морских котиков с нарушением указанного порядка такие шкурки подлежат конфискации (С. 3. СССР, 1926 г., № 24, ст 154).

106


8. Хранение и перевозка таможенных грузов из одной таможни в другую

Таможенными грузами называются такие, которые еще в таможенном отношении не оформлены и продолжают оставаться под надзором таможенного учреждения.

К грузам, находящимся под надзором таможни, относятся:

1. Импортные грузы с момента их прибытия из-за границы и до полного их таможенного оформления, т. е. до получения от таможни разрешения на выпуск.

2. Экспортные грузы с момента предъявления их к таможенному оформлению и до фактической отправки их за границу.

3. Задержанные таможней у проезжающих пассажиров вещи и багаж:.

4. Транзитные грузы с момента прибытия на впускной пограничный пункт и до вывоза их за границу.

Таможенные грузы могут находиться на хранении в складах таможенных учреждений, торговых портов, железнодорожных станций и транспортно-экспедиторских организаций.

Складочные помещения должны удовлетворять всем требованиям, обеспечивающим сохранность грузов.

Легковоспламеняющиеся вещества должны храниться отдельно и при условиях, устраняющих опасность их воспламенения.

Все таможенные грузы должны находиться на строгом учете таможни. Этот учет ведется в портовых таможнях по манифестам, а в железнодорожных — по передаточным ведомостям. В таможнях, расположенных на грунтовых дорогах и на аэродромах, учет ведется в специальной книге.

Допуск грузораспорядителей и других лиц к таможенным грузам, осмотр этих грузов владельцами, исправление тары, переамбалирование товарных мест и т. д. разрешаются только в присутствии сотрудника таможни.

Таможня систематически проверяет наличие и сохранность таможенных грузов, хранящихся на приписных складах, и в случае обнаружения утраты, убыли или повреждения грузов немедленно составляет акт с участием заведующего складом и, по возможности, грузораспорядителя. В акте должны быть установлены причины, вызвавшие утрату, убыль или повреждение грузов. При составлении акта в отсутствие грузораспорядителя ему немед­ленно посылается копия акта.

За выпуск таможенных грузов без разрешения таможни лица, виновные в этом, привлекаются к ответственности.

Грузы, привезенные из-за границы без грузовых документов, хранятся на складе в течение месяца. Транспортные и другие заинтересованные организации и лица могут в этот срок представить документы, устанавливающие право владельца распоряжаться этим грузом. По истечении указанного срока грузы поступают безвозмездно в доход государства.

107


Сроки уплаты таможенных сборов за привезенные из-за границы грузы по разрешениям на ввоз и хранящиеся на таможенных складах установлены не свыше месяца, а для скоропортящихся, взрывчатых и легковоспламеняющихся — трехдневный. При неуплате в эти сроки таможенных сборов грузы продаются в порядке, установленном для реализации конфискатов и засрочных грузов (подробно о реализации см. гл. XIV).

Из сумм, вырученных от продажи таких товаров, удерживаются расходы по продаже, хранению и фрахту, а остаток зачисляется на депозитный счет таможни и может быть передан владельцу груза, если последний подаст в таможню соответствующее заявление. Такое заявление может быть подано в течение одного года со дня продажи груза. По истечении этого срока деньги зачисляются в доход государства.

Суммы, вырученные от продажи пассажирских вещей и грузов, поступивших в СССР без грузовых документов или без разрешений на ввоз, зачисляются в доход государства немедленно после реализации.

Таможенные грузы могут не только храниться на складах, расположенных в районе той таможни, куда они первоначально поступили, но и отсылаться для таможенного оформления в другие таможни.

Обычно переотправляются из одного таможенного учреждения в другое следующие грузы:

а) пассажирский багаж:, поступивший из-за границы и направляемый по просьбе владельца для таможенного оформления в другую таможню;

б) грузы иностранного дипломатического корпуса, которые, как правило, оформляются Московской таможней;

в) досмотренный внутренней таможней пассажирский багажи другие грузы, направляемые за границу;

г) грузы, пересылаемые по указанию Главного Таможенного Управления для таможенного оформления и реализации в другие таможни;

д) транзитные грузы.

Такая пересылка может производиться при соблюдении определенных условий, причем таможни обязаны следить за их точным выполнением.

Перевозка таможенных грузов по железной дороге допускается лишь в запломбированных таможенными пломбами вагонах и отделениях их, или на платформах и другом открытом подвижном составе под опломбированными брезентами. Отдельные места и предметы могут пересылаться за таможенными пломбами или без пломб, но с описанием признаков и показанием веса.

Перевозка таможенных грузов производится по железной дороге или на судах, причем за целость и сохранность этих грузов железная дорога и пароходство несут полную ответственность.

108


Вагоны и отделения их должны удовлетворять всем требованиям безопасной перевозки таможенных грузов. Так, например, если люки не отвечают таким требованиям, то они должны быть заделаны изнутри обшивочными досками или снабжены прочными густыми железными решетками, не допускающими возможности хищения.

Погрузка таможенных грузов в вагоны должна производиться только в присутствии сотрудника таможни, который обязан сличить с соответствующими документами число мест, их номера и род упаковки, а товары без упаковки проверить по числу штук или связок и по весу.

Если у сотрудника таможни или у агента железной дороги, принимающего груз, возникнет подозрение в том, что в местах заключаются не те товары, которые показаны в документах, то об этом он должен немедленно сообщить начальнику таможни и получить его распоряжение о досмотре этих мест.

О результатах проверки сотрудник таможни делает отметку в грузовых документах и составляет акт в присутствии агента железной дороги.

При исправлении упаковки поврежденных мест в документах обозначается вес брутто как до исправления, так и после исправления.

Агент железной дороги обязан удостовериться в том, что на вагоны и платформы таможенные обеспечения навешаны в достаточном количестве, прочно и отжаты вполне отчетливо.

На накладных, дорожных ведомостях и вагонных листах таможня ставит штамп:

«Груз за целостью таможенных пломб

на вагоне подлежит доставлению в ______________ таможню».
  местах  

Штамп накладывается красной краской в правом верхнем углу лицевой стороны накладной и дорожной ведомости, а также на лицевой стороне железнодорожных вагонных листов.

При отправлении грузов в вагонах за пломбами заграничных железных дорог в штамп вписывается вместо слов «За целостью таможенных пломб» слова «За целостью пломб такой-то иностранной железной дороги».

На все документы (коносаменты, спецификации, счета, разрешения на ввоз и т. п.), относящиеся к отправляемым грузам, таможня должна составить опись в трёх экземплярах: два экземпляра описи, вместе с указанными в них документами, пересылаются в таможню назначения по почте, а третий экземпляр остается в таможне отправления. Описи нумеруются порядковым номером с начала календарного года.

Одновременно таможня составляет «провозную ведомость», в которой перечисляет все грузы, направляемые в другую таможню. В провозной ведомости указываются номера железнодорожных накладных, количество мест, вес, маркировка груза, получатель, наименование груза и для каких целей направляется груз. В этой же провозной ведомости указывается, какие пломбы наве-

109


шены на вагон или на отдельные места. Провозная ведомость составляется в трёх экземплярах, из которых один экземпляр пересылается в таможню назначения почтой вместе с описью документов, второй передается железной дороге и следует вместе с грузом, а третий экземпляр с распиской представителя железной дороги в приеме груза для доставки в другую таможню остается в делах таможни. Категорически запрещается выдавать провозную ведомость на руки владельцу для доставки в таможню назначения.

Провозная ведомость составляется по следующей форме:

Провозная ведомость

Рис. 5 Провозная ведомость

С момента приема железной дорогой груза от таможни отправителя до окончательного поступления его в ведение таможни получателя железная дорога несет ответственность за сохранность таможенных грузов и за целость таможенных обеспечений.

Направление в другие таможни отдельных мест производится в том же порядке, как и повагонные отправки, причем при отправке пассажирского багажа таможни отправления отмечают в провозной ведомости условия выпуска, например: «норма не использована», «сверх нормы» или «нет разрешения на ввоз».

В случае частичного выпуска пассажирских вещей в ручном багаже пограничная таможня делает в провозной ведомости отметку: «В ручном багаже пропущены вещи, справка пассажиру выдана».

110


На багажных квитанциях и дорожных багажных ведомостях таможня накладывает на оборотной стороне отчетливый красный штамп «За целостью таможенной пломбы подлежит доставлению _______________ таможню».

Железнодорожная станция на лицевой стороне этих документов должна наложить отчетливый красный штамп: «Таможенный».

В пути следования вагоны с таможенными грузами с наложенными таможней обеспечениями могут быть открыты только вследствие повреждения, пожара или других причин, когда окажется необходимым перегрузить товар в другой вагон. Перегрузка производится по распоряжению начальника железнодорожной станции, причем об этом составляется акт, один экземпляр которого отсылается в таможню назначения, а другой следует при железнодорожных перевозочных документах.

В акте указываются причины, вызвавшие перегрузку, номер вагона, из которого был выгружен груз, и номер вагона, в который он перегружен для дальнейшего следования.

Принятые железной дорогой таможенные грузы должны быть доставлены в таможню назначения в двухмесячный срок при перевозке их на расстояние до тысячи километров и в трехмесячный срок при перевозке на расстояние свыше одной тысячи километров. В случае, если такие грузы не будут доставлены железной дорогой в таможню назначения в установленный срок, то с железной дороги взыскиваются причитающиеся таможенные пошлины.

Этот порядок взыскания таможенных сборов за недоставленные таможенные грузы распространяется и на другие транспортные организации, принявшие к перевозке таможенные грузы. Только в случае гибели грузов в пути по причинам, не зависящим от транспортных организаций, взыскание таможенных сборов не производится.

Взыскания за недоставленные грузы производятся таможнями назначения.

Прием таможенных грузов в таможнях назначения. Поступившие почтой из пограничной таможни документы (провозная ведомость и др.) должны быть в таможне назначения взяты на учёт. По этим документам таможня следит за поступлением грузов от железной дороги.

По прибытии груза, до начала выгрузки, вагоны осматриваются и проверяется целость таможенных обеспечений. Выгрузка таможенных грузов производится в присутствии сотрудника таможни, причем во время выгрузки сотрудник таможни вместе с принимающим груз сотрудником железной дороги тщательно сличает род упаковки, знаки, номера и число мест с показаниями грузовых документов и провозной ведомости. О результатах выгрузки, о сходстве или несходстве выгруженных мест с показаниями документов сотрудник таможни делает отметки на железнодорожных накладных. В случае несходства составляется коммерческий акт, а грузы немедленно досматриваются.

111


Удостоверившись, что груз поступил в таможню полностью, таможня назначения посылает в таможню отправления соответствующее уведомление.

Вывоз таможенных грузов за границу. Организации или отдельные лица, желающие, чтобы груз или багаж, направляемые за границу, не досматривались на границе, могут предъявить его внутренней таможне для досмотра и совершения всех других таможенных формальностей, В таких случаях после досмотра места с грузом таможней пломбируются и направляются в пограничную таможню по отвозной ведомости в том же порядке, что и из пограничных таможен во внутренние (тыловые).


9. О грузах с судов, потерпевших аварию или погибших

Море часто выбрасывает на берег грузы с потерпевших аварию или погибших судов. Такие грузы, если они иностранного происхождения, поступают в распоряжение таможни.

Там, где таможенных учреждений нет, эти грузы берутся под наблюдение береговых постов пограничных войск или местных советских органов, которые должны составить опись грузов и известить о них ближайшую таможню.

Таможня принимает такие грузы в свое ведение по описи. Скоропортящиеся грузы немедленно реализуются, а остальные нахо­дятся на хранении в таможне в течение месяца. В этот срок заинтересованные лица и организации могут обратиться в таможню, предъявить документы, удостоверяющие, что выброшенные морем на берег или спасенные грузы принадлежат им, и получить их. По истечении месячного срока грузы реализуются, а вырученные от продажи деньги за вычетом всех расходов, понесенных таможней, и числящихся по этим грузам таможенных сборов, зачисляются на депозит таможни, где хранятся в течение одного года. За это время грузораспорядитель может получить эти деньги, если он подаст в таможню заявление и подтвердит документами принадлежность ему реализованных грузов. По истечении года деньги передаются в доход государства.


10. Порядок досмотра грузов

В тех случаях, когда получателями импортных грузов и отправителями экспортных грузов являются Всесоюзные объединения, то их грузы, при наличии необходимых транспортных, торговых и таможенных документов, при пропуске через границу досматриваются со вскрытием мест на выдержку в количестве от 1 до 10 %, в зависимости от характера груза и вида упаковки.

Если при досмотре обнаружено несходство с документами, то результаты досмотра оформляются актом и несходные грузы таможней задерживаются. Если же несходство не обнаружено, акты не составляются, но на транспортных документах делается отметка о досмотре.

Что касается всех остальных грузов, принадлежащих государственным учреждениям и частным лицам, то они досматри-

112


ваются полностью. О результатах таможенного досмотра груза составляется досмотровая роспись.

Досмотровая роспись является очень важным документом. Во-первых, она подтверждает прохождение груза через границу. Во-вторых, досмотровая роспись подробно перечисляет товары, поступившие в таможню, и является документом, по которому начисляется таможенная пошлина.

Досмотровая роспись имеет следующие реквизиты:

Порядковый номер, номера коносаментов, ж.-д. накладных или других транспортных документов, по которым груз поступил в таможню; наименование отправителя и страны происхождения товара; наименование получателя; количество мест и вес.

Далее, в роспись заносятся результаты досмотра, т. е. перечисляются товары, указываются их отличительные признаки, вес, количество и цена. В досмотровой росписи показывается также тарифное наименование товара, т. е. такое наименование, которое подпадает под действие вполне определенной статьи и пункта таможенного тарифа.

Так, например, если импортный груз состоит из сливочного масла, то нельзя писать в досмотровой росписи: «Масло животного происхождения», так как это наименование не является тарифным наименованием и по нему невозможно проверить правильность применения таможенного тарифа и взыскания таможенной пошлины. При таком обозначении груза в досмотровой росписи можно применить ст. 11 таможенного тарифа по привозной торговле, по которой значится масло коровье, облагаемое пошлиной в размере 25 руб. с кг по максимальной ставке и 3 руб. — по минимальной ставке и ст. 17 таможенного тарифа — жиры и масла животного происхождения, в отношении которых применяется минимальная ставка — 50 % с цены товара.

Таможенный досмотр грузов производится в трехдневный срок со дня их поступления в таможню, а досмотр багажа — при явке получателя, но не позднее, чем через 2 недели после поступления багажа в таможню. Распорядителям грузов предоставляется право присутствовать при досмотре и обозревать грузовые документы.

Досмотренные грузы могут быть подвергнуты передосмотру в случае, если в этом возникнет необходимость, или по требованию грузораспорядителя.

После составления досмотровой росписи грузораспорядителю предлагается уплатить таможенную пошлину. Оригинал досмотровой росписи по уплате причитающихся сумм вручается грузораспорядителю; дубликат досмотровой росписи остается в делах таможни.

В случае несогласия грузораспорядителя с результатами досмотра или с начислением пошлины, ему предоставляется право в двухнедельный срок со дня объявления ему таможней результатов досмотра или передосмотра подать жалобу в Главное Таможенное Управление.

 


133


На главную страницу   Оглавление
Hosted by uCoz