Д.А.АЛЕКСАНДРОВ, С.С.ДМИТРИЕВ

ТАМОЖЕННОЕ
ДЕЛО В СССР

На главную страницу   Оглавление

ГЛАВА IX

ПРОПУСК ТРАНЗИТНЫХ ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ СССР

1. Понятие о транзите и советское законодательство о транзите грузов

Под транзитом грузов подразумевается провоз их в неизменном виде из одной страны в другую через территорию третьей страны.

Транзитная перевозка иностранных грузов всегда находилась под пристальным контролем государств, через территории которых эти грузы следовали. Ранее многие государства взимали транзитные пошлины. В 1921 г. в Барселоне состоялась конференция 34 государств по вопросу транзита иностранных грузов. Эта конференция приняла «Статут о транзите», согласно которому все участники конференции обязались прекратить взимание транзитных пошлин и не препятствовать транзиту по путям, открытым для транзита.

В настоящее время транзитные пошлины утратили свое практическое значение.

Транзит товаров иностранных государств через территорию Советского Союза, согласно ст. 79 Таможенного Кодекса, допускается на основании особого по этому вопросу постановления Правительства Союза ССР. Правила перевозки транзитных грузов устанавливаются Министерством Внешней Торговли по соглашению с министерствами, ведающими соответствующими видами транспорта.

Транзиту иностранных грузов через территорию Союза ССР посвящены два постановления Правительства.

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР, изданное 8 января 1925 г. (С. 3. Союза ССР 1925 г. № 4, ст. 23) устанавливает подчиненность транзитных грузов при прохождении через территорию Союза ССР советским таможенным, транспортным и иным законам и правилам. Это важное в принципиальном отношении постановление создает необходимые условия для того, чтобы транзит иностранных грузов через нашу территорию не мог быть использован в ущерб интересам нашего государства. В силу этого постановления через территорию Союза ССР не разрешается транзит ряда товаров и в частности:

1. предметов вооружения, боеприпасов и военного снаряжения;

2. летательных аппаратов, их частей, приборов и снаряжения к ним;

3. станков и машин, предназначенных для изготовления предметов вооружения, боеприпасов и летательных аппаратов;

114


4. взрывчатых веществ;

5. ядов сильнодействующих и

6. товаров, запрещенных к ввозу в Союз ССР, согласно Своду таможенных тарифов.

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 1833 от 30 сентября 1940 г. посвящено регулированию транзита иностранных товаров через нашу территорию. В этом постановлении содержатся чрезвычайно важные указания Министерству Внешней Торговли. Согласно этому постановлению, Министерство Внешней Торговли имеет право регулировать транзит иностранных товаров в соответствии с торговыми договорами, торговыми соглашениями или специальными соглашениями по вопросам транзита.

«Народному Комиссариату Внешней Торговли представляется право устанавливать перечень путей и направлений транзита в отношении отдельных стран, номенклатуру и контингенты товаров, могущих перевозиться транзитом, и прочие условия транзита.

Транзит товаров из других или в другие страны, кроме предусмотренных выше (имеются в виду страны, состоящие в торгово-договорных отношениях с Союзом ССР. — Д. А.), допускается лишь по особому разрешению Народного Комиссариата Внешней Торговли на устанавливаемых им условиях» (С. 3. Союза ССР 1940 г. № 23, ст. 584).

Таким образом, это постановление рассматривает транзит иностранных товаров через нашу территорию, как существенный элемент наших торгово-политических отношений с иностранными государствами, и представляет Министерству Внешней Торговли возможность регулировать этот транзит сообразно нашим торгово-политическим интересам.


2. Торговые соглашения СССР и транзит грузов

В связи с этим большой интерес представляют наши торговые соглашения в части, затрагивающей вопросы транзита. Как правило, в наших торговых соглашениях особо оговариваются пути и направления, по которым разрешается транзит иностранных товаров. Примером в этой области может служить Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Турецкой Республикой от 8 октября 1937 года.

Вопросы транзита в этом договоре регулируются ст. 17 и Заключительным Протоколом к Договору.

Статья 17 договора гласит следующее: «Продукты почвы или промышленности каждой из Договаривающихся Сторон допускаются к транзиту через территорию другой, согласно общему законодательству этой последней, по путям, открытым для транзита в силу общего законодательства страны, и будут на этой территории освобождены от всяких транзитных пошлин.

Независимо от постановлений первого абзаца настоящей статьи Союз Советских Социалистических Республик соглашается

115


предоставить Турецкой Республике право свободного транзита товаров, производимых в Турции и из нее происходящих, отправляемых через Батуми в страны Азии, и равным образом право свободного транзита товаров, производимых в Турции и из нее происходящих, отправляемых через Батуми из западных вилайетов Турции в ее восточные вилайеты и из восточных вилайетов Турции в ее западные вилайеты».

Как видно из приведенного текста, Договор ограничивает направление транзита в Турцию и из Турции одним путем через Батуми и оговаривает право Турции использовать этот путь исключительно для турецких товаров, направляемых в Среднюю А.зию, а также для товаров турецкого происхождения, перевозимых из западных вилайетов Турции в ее восточные вилайеты и обратно.

Постановлениями Заключительного Протокола к ст. 17 регулируется дополнительно ряд вопросов, связанных с транзитом товаров из Турции. Ниже приводятся эти постановления:

«К ст. 17 —

1. Условлено, что Союз Советских Социалистических Республик оставляет за собой право в отношении транзита произведений почвы и промышленности Турции по путям, указанным в ст. 17, требовать при прибытии этих произведений на территорию Союза Советских Социалистических Республик предъявления свидетельства о происхождении, удостоверяющего, что эти произведения являются произведениями почвы или промышленности Турции.

Свидетельства о происхождении будут выдаваться с той и с другой стороны соответствующими органами.

Упомянутые постановления должны быть визированы в Турции Торговым Представительством Союза Советских Социалистических Республик или его органами, а в местах, где этих учреждений не будет, консульскими учреждениями Союза Советских Социалистических Республик.

2. Условлено, что постановления ст. 17 не распространяются на товары, ввоз которых на территорию соответствующей страны запрещен ее законодательством.

3. Независимо от постановлений ст. 17 Союз Советских Социалистических Республик соглашается предоставить Турецкой Республике в соответствии с постановлениями, действующими в этом отношении в Союзе, право транзита товаров, идущих из западных вилайетов Турции в ее восточные вилайеты и происходящих из чужих стран, имеющих с Союзом Советских Социалистических Республик договоры или соглашения о транзите».

При анализе содержания ст. 17 Договора и соответствующего раздела Заключительного Протокола видно, что Заключительным Протоколом право Турции на транзит товаров турецкого происхождения, следующих из западных вилайетов Турции в ее

116


восточные вилайеты, распространяется также на товары, происходящие из других стран, имеющих с Союзом ССР договоры или соглашения о транзите.


3. Порядок выдачи разрешений на транзит и пропуск по ним грузов

Таможни пропускают иностранные товары, следующие транзитом через территорию Союза ССР, на основании «разрешений на транзит». Эти разрешения выдаются торговыми представительствами Союза ССР в странах, состоящих с нами в торгово-договорных отношениях. Порядок выдачи транзитных разрешен ний регулируется приказом Народного Комиссара Внешней Торговли Союза ССР № 47 от 18 марта 1941 г. Разрешения на транзит из стран, с которыми нет торговых договоров или специальных соглашений о транзите, могут выдаваться Транспортным Управлением Министерства Внешней Торговли или по поручению Министерства Внешней Торговли консульствами Союза ССР в этих странах.

В заявлении, подаваемом иностранной фирмой в советские органы для получения транзитного разрешения, должен быть указан ряд сведений, подлежащих занесению в бланк разрешения на транзит.

Кроме того, к этому заявлению должны быть приложены: удостоверение местных властей о том, что товар принадлежит фирме и действительно предназначается для использования в стране, в которую он направляется, и свидетельство о происхождении товара.

Товары, не имеющие «разрешения на транзит», образец которого помещен на стр.118, не пропускаются через территорию СССР и задерживаются таможенными органами.

По прибытии транзитных грузов на территорию Союза ССР эти грузы проверяются впускной таможней. Проверка транзитных грузов производится по грузовым документам и разрешениям на транзит. Проверяются число мест, знаки, номера и упаковка. Вес груза, а также содержимое мест, как правило, не проверяются, за исключением случаев, когда нарушена упаковка или есть серьезные основания предполагать, что среди груза имеются предметы, запрещенные к транзиту, или не упомянутые в разрешении на транзит.

Грузы, прибывшие в поврежденной упаковке, должны быть тщательно досмотрены и переукупорены. О результатах досмотра составляется акт, который прилагается к сопровождающим груз документам.

Транзитный груз перевозится из впускной таможни в выпускную за таможенными обеспечениями. Эти обеспечения накладываются на вагон или на отдельные места. На документы, сопровождающие иностранный груз, отправляемый транзитом, составляется опись в трех экземплярах, из которых

117


Разрешение на транзит

Рис. 1 Разрешение на транзит

118


один экземпляр с распиской агента железной дороги в принятии груза остается в таможне, через которую груз поступил, а другие два экземпляра направляются по почте в таможню, где груз будет выпускаться за границу. Эти описи составляются по следующей форме:

Опись

Рис. 2 Опись

Выпускная таможня, получив из впускной таможни такую опись с документами, отсылает один экземпляр описи с отметкой о получении документов обратно впускной таможне. Второй экземпляр описи остается у нее для контроля за поступлением к ней транзитных грузов.

Когда транзитные грузы поступят в выпускную таможню, последняя должна проверить наличие мест и целость таможенных обеспечений, согласно имеющимся у нее документам, а затем, по снятии таможенных обеспечений, выпускает груз за границу.

Перевозка транзитных грузов из впускной таможни в выпускную производится под ответственностью соответствующих транспортных организаций (железной дороги, пароходства и т. д.).


4. Порядок пропуска транзитных почтовых отправлений

Пропуск транзитных почтовых отправлений производится по особым правилам, опубликованным приказом Главного Таможенного Управления № 24/оп от 7 августа 1938 г. Согласно этим правилам, транзитные почтовые посылки, не содержащие пред-

119


метов, запрещенных к ввозу в СССР, пропускаются беспрепятственно без особых на то разрешений. Мешки с транзитными почтовыми отправлениями, прибывшие во впускную таможню, проверяются только на сохранность имеющихся на них иностранных пломб и печатей. Эти мешки вскрываются, в виде исключения, в тех случаях, когда нарушена упаковка или есть достаточные основания предполагать, что содержание мешков не соответствует записям в документах, их сопровождающих. Результаты проверки заносятся в акт, составляемый при участии представителя учреждения связи. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается в таможне, а другой передается учреждению связи для принятия надлежащих мер. Отправления, в которых обнаружены предметы, запрещенные к транзиту через территорию Союза ССР, отправляются обратно за границу.

Выпускная таможня, получив международную почту, следующую транзитом через территорию СССР, мешки не вскрывает, а ограничивается проверкой целости упаковки и числа мест почты по отметкам впускной таможни на почтовых документах, после чего почтовые отправления выпускаются за границу.

Почтовые посылки, содержащие товары, запрещенные к ввозу в СССР, согласно таможенному тарифу СССР по привозной торговле; хлопчато-бумажные ткани и нитки, а также электролампы, к транзиту через территорию Союза ССР не допускаются.


5. Пропуск багажа транзитных пассажиров

Багаж пассажиров, следующих транзитом через территорию Советского Союза, досматривается на общих основаниях и за таможенными обеспечениями, с тем же поездом, с которым следует владелец багажа, отправляется в выпускную таможню. Количество опломбированных мест и пломб, а также вес багажа указываются в провозной ведомости. Допускается провоз пассажирами при себе в неопломбированном виде предметов продовольствия, одежды и личного обихода, необходимых в пути, с учетом продолжительности следования. Транзитный пассажир может оставить при себе музыкальные инструменты и радиоприемник, о чем в его паспорте делается соответствующая отметка. Выпускная таможня багаж, поступивший по провозной ведомости при сохранности таможенных обеспечений, пропускает за границу без досмотра.

 


120


На главную страницу   Оглавление
Hosted by uCoz